Ликбез по франчайзингу: понятие, плюсы и минусы франчайзинга

Франчайзинг – это бизнес-процесс, который включает в себя владельца бизнеса – франчайзера и предпринимателя, распространяющего товары и услуги владельца бизнеса под его брендом (франчайзи). Бизнес гордо именуется франшизой.

Выглядит это так: хозяин бизнеса, он же франчайзер, предоставляет франшизу – то есть дает лицу, желающему распространять товары или услуги франчайзера, право на использование торговых марок, бизнес-названий, связанной интеллектуальной собственности, ноу-хау, бизнес-систем и инструкции по использованию. Естественно, не на халяву, а в обмен на денежные выплаты в форме первоначального франшизового взноса (цена приобретения франшизы) и/или постоянных выплат (роялти), которые обычно высчитываются как процент от оборота франчайзи.

Как и у любого бизнеса, у франчайзинга есть как плюсы, так и минусы.

Преимущества франчайзинга

Франчайзинг – это доказанная система

Франчайзер уже сделал работу по установке системы бизнеса, который предлагается для франшизы. Эта система предлагает Вам франшизу с руководством, которого следует придерживаться, надеясь на успех. Франчайзер уже проверил и доработал все аспекты бизнеса и создал «формулу бизнес-успеха», которой должен следовать франчайзи. Это означает, что Вы ограждены от проб и ошибок в работе и свободно можете сосредоточиться на «работающей системе», надёжно собирая прибыли в короткий период времени.

При франчайзинге можно избежать многих проблем на старте

Начинать бизнес с нуля потребует много времени и усилий, начиная с самых азов. Это включает в себя основные предприятия, такие как заработок репутации на рынке, приобретение финансов, чтобы организовать новое рискованное предприятие и определить угрозу конкуренции, также и такие повседневные мелочи, как получение лицензий, и какую страховку приобрести.

Франчайзер уже сделал много этой работы. Например, франчайзер уже заработал репутацию для бизнеса на рынке, определил угрозу конкуренции и возможности путей внедрения при конкуренции, используя франчайзинговую систему и уже наладил связи с поставщиками услуг и финансистами.

Существующее имя и репутация

Как указывалось выше, Вам не нужно инвестировать дорогостоящее время и усилия в раскрутку Вашего бизнеса на рынке, так как франчайзер уже сделал это для прибыльности группы как единого целого.

Поддержка, когда это необходимо

Вы не в своей тарелке, когда что-то идёт не так? Проблемы в бизнесе? Связывайтесь с Вашим франчайзером для помощи. Франчайзер нанял много разных специалистов в свою организацию, которые работают для того, чтобы помогать франчайзи преуспевать в своём бизнесе. За свои 12 лет опыта работы во франчайзинге я могу сказать, что самые успешные франчайзи – те, кто не боится обращаться за помощью, когда это необходимо.

Франчайзинг дает силу коллективной закупки

В зависимости от размеров франчайзинговой сети, организация должна приносить пользу, обсуждая подходящие розничные цены для возможности сохранения объёмов продаж для поставщика.

Франчайзинг – это коллективная реклама

Внося рекламные взносы в бюджет организации, индивидуальные франчайзи способны получить больше пользы от контактов с рекламой, чем они получили бы, если каждому франчайзи пришлось продвигать свой бизнес на индивидуальной основе.

Объемная база знаний

Франчайзер, вероятно, инвестировал в анализ рынка для пользы всей организации. Это означает, что организация имеет больше знаний о своём рынке (рынках), чем знает местный индивидуальный конкурент. Результаты такого анализа рынка могут пойти на пользу рекламе организации и маркетинговым программам.

Недостатки франчайзинга

Самостоятельность при франчайзинге ограничена

Так как Вы покупаете право на участие в «проверенной» системе, то франчайзер будет следить, чтобы все франчайзи придерживались системы и не работал и вне её.

В конце концов, если франчайзи не хотят придерживаться системы или не считают нужным так делать, тогда нет смысла вообще покупать франшизу. По этой причине, исходя из пользы для всей системы, франчайзеры будут обычно проводить жёсткий контроль таких параметров как качество и тип товаров и услуг, которые вы предлагаете к продаже, вид местной рекламы, которую Вы применяете, способы работы с клиентами, этику поведения и т.п.

Уплата первоначального взноса франчайзеру и розничной цены

Первоначальные инвестиции для покупки франшизы могут колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.

Оплата постоянных взносов роялти

Вдобавок к первоначальному взносу и розничной цене, большинство франчайзеров должны также уплачивать постоянные взносы роялти за право использования франчайзинговой системы. Эти роялти обычно подсчитываются как процент с оборота, но существуют и другие различные системы выплат.

Ограничения возможности продать бизнес

Некоторые франчайзинговые соглашения могут строго ограничить Ваши права по продаже Вашего бизнеса другому франчайзи. Они могут выдвинуть строгие требования для возможных покупателей и Вам, возможно, сложно будет найти покупателей, кто согласился бы на эти условия.

Возможно, трудно будет понять смысл для бизнеса по его окончании

Некоторые франчайзинговые соглашения указывают, что по истечении срока длительности франчайзингового соглашения, репутация бизнеса возвращается франчайзеру. Это означает, что вы можете работать и развивать бизнес в течении многих лет и в конце концов, когда закончится срок франчайзингового соглашения, Вы, фактически, отходите от бизнеса, без дальнейшей финансовой компенсации.

При таком подходе Вы понимаете, с чем вы столкнётесь, чтобы извлечь возвраты Ваших финансовых вложений во время срока франчайзингового соглашения путём ежегодных прибылей, но не путём выручки от продажи имущества по окончании срока франшизы.

Как выбрать себе франчайзера?

1. Ищите признанную франчайзинговую систему с хорошей репутацией. Что бы вы не выбрали – торговля обувью, бытовой техникой или автоматика для ворот – бренд должен быть узнаваемым.

2. Франчайзер должен предоставить продуманную систему тренингов как для команды управления, так и для остального персонала.

3. Отношения между франчайзером и франчайзи должны быть хорошими. Некоторые трения время от времени неизбежны в любых долгосрочных деловых взаимоотношениях, но постоянная атмосфера враждебности, недоверия и продолжительных споров могут стать предупреждающим знаком неустойчивой системы.

4. Вы должны быть согласны с этическими методами ведения бизнеса и франчайзером, и всеми франчайзи.

5. Подход, учитывающий «партнёрство» со стороны и франчайзера, и франчайзи. Это не означает, что франчайзер не должен контролировать систему, но вы должны искать дух доброй воли и сотрудничества, готовность выслушать идеи других и климат открытого общения на всех уровнях организации.

6. Престижные территории – хотя это не значимый аспект, престижность территории (где франчайзер предлагает Вам ограниченную, но эксклюзивную территорию, которая является полностью Вашей) может в некоторых случаях быть актуальным фактором в бизнес-конкуренции.

По материалам статьи Елены Фокнер

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.