Пока Госдума рассматривает новый законопроект о прохождении технического осмотра, водители грезят о полной отмене данной процедуры. Но если обратиться к опыту зарубежных стран, выяснится, что большая их часть все-таки предпочитает проводить государственную проверку технического состояния машин.
Так, например, в одной из самых автомобильных стран – Германии – государство довольно строго следит за исправностью автомобилей, которые передвигаются по дорогам, пишет “Российская газета”. Как указано в параграфе 29 немецкого Положения о допущении транспортных средств к уличному движению, первый раз сдать машину на техосмотр водители должны через три года после первого допуска к движению, а затем каждые два года. Автобусы, такси и кареты “скорой помощи” проверяются раз в год. Грузовики (Тенты и стационарные) до 3,5 тонны проходят ТО каждые два года, до 12 тонн – ежегодно, больше 12 тонн обязаны еще и раз в полгода пройти контроль дорожной безопасности. Автобусы подвергаются техосмотру каждые три месяца. А проверяется у немцев все до мелочей.
Все мастерские, где проходят техосмотр немецкие водители, – частные фирмы, которые государство наделило правами и лицензией на проверку транспортных средств. Без документа о пройденном техосмотре ни одно транспортное средство не имеет права выезжать на дорогу. Цена самого техосмотра составляет около 70 евро для легковушки.
В Польше процесс техосмотра проводят частные аккредитованные государством компании. Они называются станциями контроля транспортных средств. Владелец автомобиля звонит на станцию, записывается на определенный срок, и приезжает в течение 5 дней. На полчаса машина предоставляется работнику станции, после чего возвращается с документами. Главные плюсы – отсутствие очередей и пунктуальность, ибо среди компаний существует жесткая конкуренция. Цена за ТО зависит от машины, в среднем это 1500 рублей. Новому автомобилю техосмотр не требуется в течение трех лет, а после пяти лет ТО проходится ежегодно.
Во Франции многие водители вообще не знают, что такое техосмотр. Это касается тех, кто меняет личный транспорт каждые четыре года. Именно столько машина может ездить по улицам без проверок на техническое состояние. Если же возрастной критерий пройдет, то ТО проходят раз в два года и по всей строгости. Занимается техосмотром во Франции сеть частных компаний. Чтобы записаться на ТО, необходимо позвонить в компанию или подать заявку через интернет. Машину проверяют по 116 пунктам, не оставляя без внимания ни один более или менее важный узел. Стоимость процедуры в среднем 60-70 евро.
Соединенные Штаты более лояльны к своим автомобилистам. Единого документа нет, но, как правило, раз в два года все сводится к проверке на токсичность выхлопных газов, работоспособности фар и тормозов. В 13 американских штатах ТО нет в принципе, а в большинстве остальных технический контроль машин сводится к пятиминутной инспекции самых важных систем или получению “сертификата на дым”. Наиболее бдительно следят за состоянием машин в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе, где проверяют работоспособность поворотников, звукового сигнала, топливной системы и точность показаний приборов. Стоимость такой процедуры в среднем около 35 долларов на 2 года.
Израиль же по методам проверки технического состояния автомобилей в своей стране приближается к Германии. Без ежегодного техосмотра любой автомобиль, мотоцикл или мотороллер оказываются вне закона, и пользоваться ими нельзя. Отметка о прохождении “теста” с печатью и датой обязательно должна стоять в техпаспорте автовладельца. Штраф за отсутствие ТО – примерно 250 долларов. Кроме того, автомобиль могут эвакуировать или отогнать на полицейскую стоянку. Бланк для оплаты теста можно скачать в интернете. Механики и техники на специальных постах замеряют выхлоп газов, проверяют сигналы, тормоза, ходовую часть. Все данные отмечаются на квитке. Мелкие неисправности устраняются на месте за дополнительную плату. Если выявились серьезные поломки, автовладелец должен починить машину и сделать соответствующую запись в квитке, после чего вернуться на станцию.
В Китае техосмотр больше всего напоминает российскую действительность. Процессы похожи, да и очереди встречаются. Автомобиль загоняют на яму, изучают тормоза, свет. Выявленные недостатки предлагается устранить в соседнем боксе за умеренную плату. Кроме технического состояния, полицейские проверяют историю штрафов и действие страховки. Без этого квиток о прохождении техосмотра не выдается. Стоимость процедуры – около 31 доллара. Согласно китайскому закону о безопасности дорожного движения и положениям о технической эксплуатации транспорта, ежегодному техосмотру подлежат машины старше шести лет. А не достигшие этой отметки – раз в два года. Новому автомобилю ТО не требуется. А если неисправная машина попала в ДТП, ее владелец оплачивает весь ущерб.
Последняя страна, которую описывает “РГ”, это Южная Корея, где процедура техосмотра полностью доверена частным компаниям, которые получают лицензию у государства. Компании создают разветвленные сети автосервисов, техосмотр занимает пару часов и обходится в 60-100 долларов. Новый автомобиль не нуждается в проверках на протяжении трех лет. После этого придется обращаться в сервис ежегодно. Но корейская процедура прохождения ТО очень формальная и не требует особых хлопот, встреча с механиком сводится к заполнению бумаг.
Какой из иностранных путей выберет Россия, пока не ясно. Законопроект о техосмотре только обсуждается в Госдуме. Остается надеяться, что из иностранного опыта наша страна почерпнет только положительные нюансы, как, например, отмену ТО для новых машин.