Эти правила в основном применяются при жестких, подавляющих проверках полиции, прокуратуры и т.д. Чем больше на вас давят, тем более в полном объеме рекомендую использовать ниже приведенные правила. И еще: оттренируйте применение этих правил на практике вашим персоналом.
- Цель любой проверки полиции в самом ее начале, заставить вас нервничать и вызвать вашу негативную реакцию. Если вы справитесь со своей нервозностью и не будете реагировать, нервничать начнут они. Способ справиться с этим прост, не скрывайте свою нервозность: «вы зззнаете, мменя …, я так нервничаю, что у меня колени тттррясутся. Вввот посссмотрите». Или «господа, одну секунду…, я от вас никуда не денусь, присаживайтесь, через пару минут я закончу свои дела и отвечу на все ваши вопросы». Вариантов великое множество.
- Никогда, никогда, никогда … не оправдывайтесь. Не работает. У нас, у людей, принято, раз оправдывается, значит виноват.
- Никогда не скатывайтесь до разговора «стимул – реакция», разговора построенного на взаимном обвинении, типа «дура – сам дурак». Не работает, сделаете себе только хуже.
- Никогда не делайте проверяющих неправыми. Помните, каждый из нас, не говоря уже о проверяющих, всегда стремится быть правым. И при этом, не имеет ни какого значения, есть ли в этой правоте хоть толика правды. Вы часто наблюдаете как кто-то пытается быть правым в своей не правой правоте до последней капли крови. Сделайте проверяющих «правыми», предоставьте им бытийность проверяющих и их компульсивная, навязчивая правота обвиняющая вас во всех смертных грехах начнет сходить на нет. Задавайте вопросы примерно такого содержания: «Понял. С нами все ясно. А что правильного в том, что вы не имея понятых осматриваете помещение?». Хорошо: «Что хорошего в том, что вы угрожаете нам уголовным кодексом?». Или: «Да, я понимаю, вы на службе, вы обязаны делать свое дело и все же, посмотрите сюда (показывает им ст. 5 ФЗ «Об ОРД»), что правильного в том, что вы отказываетесь раскрыть источники вашей информации?» и так далее.
- Постарайтесь не оставлять проверяющих один на один с вашими сотрудниками. Тут без комментариев, мало ли что скажет ваш сотрудник, находясь под прессом давления со стороны проверяющих.
- Указывая на недостатки проверяющих, указывайте точно на факты, не обесценивая самого человека, его должность и т.д. Например: «Вы дослужились до майора и наверняка это было не просто. Вы солидный человек, имеющий солидную должность, но то, что вы изымаете документы коробками и без всякой описи, по моему, «ни в какие ворота не лезет»».
- Никогда не используйте обобщения, обвиняя систему в целом, типа: «все вы коррупционеры и вообще все менты ко-лы». В этом случае система просто будет сплачиваться против вас. Ваша цель сделать противника более покладистым, заставив его работать на себя, а не вызывать в свой адрес бурю негатива. Если кто-то из проверяющих ведет себя прилично и строго соблюдает закон, скажите ему, что он молодец, и тут же укажите не того, кто ведет себя не совсем адекватно. Вы таким образом разрушите единение проверяющих между собой. Как то, во время проверки, один старший лейтенант попросил кофе. Я ему ответил: «Вашему коллеге кофе дадим, он вдет себя очень прилично, а вам нет, вы хамите и угрожаете. Вы не получите кофе». Итак оно и было.
- Не врите. Научитесь говорить приемлемую правду; часть правды; научитесь отвечать не отвечая, давая уклончивые ответы, вопрос: «Это стул?»; ответ: «я видел такие в магазине».
- Никогда не молчите. Сделаете только хуже. Смотри пункт выше.
- Никогда не отказывайтесь от подписания Актов, Протоколов и так далее. Наоборот используйте всякую возможность чтобы вписать в Акт, Протокол все свои не согласия, все свои замечания, …, если вам показалось, что вам намекали на взятку (при условии, что так оно и было), так и напишите «мне показалось….». пусть потом у Прокурора оправдываются и объясняются.
- Во время общения с проверяющими (если это вообще можно назвать этим великим словом «общение»), игнорируйте любой антагонизм, любое подавление, любые оценки и обесценки и давайте подтверждение только положительному. Например, проверяющий главному бухгалтеру: «Да, Надежда Николаевна! До игрались. У вас есть дети? Двое маленьких детей! У..у..у.. в ближайшую пятилетку, расти они будут без вас. Вернетесь из мест не столь отдаленных, они уже будут взрослыми». Ответ Надежды Николаевны: «Да, у меня хорошие дети. А что за документ вы взяли ан моем столе, без моего разрешения?».
- Постарайтесь склонить проверяющего к сотрудничеству. Если не получается, начинайте оперировать законами и на каждое слов, каждого действие проверяющих требуйте показать вам где написано, что он имеет право что-то делать. Также используйте ваше знание законов, показывая проверяющим ссылки, демонстрирующие их неправоту. Не путайте это с советом выше. Тут вы не делаете проверяющих неправыми, вы даете им возможность самим это увидеть. Например, милиционер без понятых лазит по ящикам вашего стола, вы ему говорите: «вы осматривает мои ящики, гляньте что тут есть закон подписанный Президентом, смотрите что они тут пишут» и показываете ему ссылку из КОАП. Если опять не получается привести проверяющих в чувство, поговорите с ними о них. Например: « с нами теперь окончательно все ясно. А вот вы, вы что ангел? Вы лично когда ни будь нарушали закон? Вам приходилось брать взятки? Давайте поговорим о вас лично». Как то я сказал проверяющему одну фразу и на этом все кончилось, я сказал следующее: «Я знаю, что у вас, прямо вот здесь, есть что-то, о чем бы вы не хотели, чтобы узнали другие люди. Так вот, если вы не прекратите свои незаконные действия и не прекратите нападки, я сделаю так, что то, о чем бы вы не хотели чтобы узнали другие люди, другие люди об этом узнают. Вам понятно то, что я сказал?». Конечно, вы должны быть готовы реализовать свою угрозу.
Туров Владимир Викторович, ЮК “Туров и Партнёры”
Тел. 8 (498) 720-60-56; 8 (926) 535-91-91