Согласно Письму ФНС России от 3 мая 2011 г. № КЕ – 4-3/7129, если организация одновременно платит «упрощенный» и «вмененный» налог, придется вести полноценный бухгалтерский учет. Кроме того, ежеквартально сдавать бухотчетность в целом по компании. Вы знаете, что «упрощенщики» обязаны вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ. Выходит, если на балансе компании нет такого рода объектов, то бухучет, казалось бы, и не нужен. А как быть, если организация наряду с «упрощенкой» еще и уплачивает ЕНВД? Разъясняет журнал “Главбух”.
В таком случае все меняется кардинальным образом. Дело в том, что «вмененщики» не освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Кроме того, совмещая два спецрежима, необходимо организовать раздельный учет доходов, расходов и хозяйственных операций, относящихся к «упрощенке» и «вмененке». А все это разделить удастся как раз на основании данных бухгалтерского учета, если открыть дополнительные субсчета к счетам учета поступлений и затрат.
Вот и получается, что в рассматриваемой ситуации придется не только вести бухучет в полном объеме, но и сдавать бухгалтерскую отчетность в целом по организации. На этом настаивают представители ФНС России (см. письмо от 3 мая 2011 г. № КЕ – 4-3/7129). Напомним, что отчитываться перед налоговиками необходимо ежеквартально. Баланс и отчет о прибылях и убытках за первое полугодие 2011 года в ИФНС ждут не позднее 1 августа текущего года.
К слову сказать, даже тем, кто применяет исключительно «упрощенку», редко удается избежать бухгалтерского учета. Так, по версии чиновников из Минфина России, любые организации, являющиеся акционерными обществами, обязаны вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Дескать, таковы требования статьи 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ. В частности, финансисты подчеркнули это в письме от 10 мая 2011 г. № 03 – 11 – 11/115.
Да и потом, «упрощенщикам» имеет смысл вести бухучет и составлять балансы с отчетами о прибылях и убытках, если предстоит начислять дивиденды учредителям. Ведь чистую прибыль, из которой выплачивают подобные «бонусы», определяют именно по данным бухгалтерского учета. Причем актуально это как для акционерных обществ, так и для ООО.
Другие новые документы об «упрощенке»
1. О том, когда новая компания может заявить о применении спецрежима
По общим правилам вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему в течение пяти рабочих дней после того, как она встала на учет в ИФНС. Ориентиром является дата, указанная в соответствующем свидетельстве. Применять спецрежим можно уже с момента постановки на налоговый учет в инспекции.
Впрочем, ничто не мешает новоиспеченной компании заявить в инспекцию о применении «упрощенки» в тот же день, когда сдают пакет документов о государственной регистрации юридического лица. Тогда считать налоги по правилам спецрежима можно уже с даты постановки на учет (письмо ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ – 4-3/7644 @).
Подать заявление о применении «упрощенки» можно вместе с документами на госрегистрацию компании.
2. О том, как предпринимателю подтвердить право не платить налог на имущество
Допустим, индивидуальный предприниматель купил несколько объектов недвижимости, расположенных в разных регионах России. При этом все указанные площади коммерсант собирается сдавать в аренду, то есть будет использовать в бизнесе. Раз так, то налог на имущество с таких объектов он может не платить (п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Однако право на льготу необходимо подтвердить. Как это сделать, чиновники из Минфина России разъяснили в письме от 4 мая 2011 г. № 03 – 05 – 06 – 01/46. В каждую ИФНС по местонахождению недвижимости надо подать бумаги, подтверждающие, что коммерсант действительно использует помещения в бизнесе. Кстати, первый платеж по налогу за 2010 год делают не позднее 15 сентября, а ревизоры обязаны выслать уведомление минимум за 30 дней. Так что бумаги по льготе лучше представить в июне – июле.