Печать организации и предпринимателя: необходимость, изготовление, уничтожение

Необходимость наличия печати у организации закреплена в федеральном законодательстве. Так, в пункте 7 статьи 2 Закона «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) установлено, что акционерное общество «должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения». Аналогичная норма есть и в пункте 5 статьи 2 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (№ 14-ФЗ от 08.12.1998 г.).

Основное предназначение печати организации – заверение подлинности подписи должностного лица на документах, которые удостоверяют права лиц, фиксируют факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (это положение закреплено в ГОСТе Р 6.30-2003). Именно поэтому печать должна проставляться только на подписанный уполномоченным лицом документ, а не на его проект, лишенный личного росчерка.

Требования к печатям предпринимателя и организации

Чтобы основная печать организации (простая круглая или гербовая) имела юридическую силу, она должна, как минимум, соответствовать требованиям, предъявляемым государством. Например, в Москве принят действующий в настоящий момент Закон г. Москвы от 30.06.2004 г. № 44 «Об учете печатей».

Обязательными реквизитами основной печати в настоящее время являются:

  1. полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  2. местонахождение;
  3. ОГРН (или номер в регистрационном реестре – для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);
  4. Государственный герб Российской Федерации либо герб субъекта РФ (для организаций, имеющих право на их воспроизведение).

Документы, необходимые для изготовления печатей

Печати и штампы изготавливают штемпельные мастерские. Чтобы принять ваш заказ, организация-изготовитель попросит предоставить комплект документов. У разных изготовителей он варьируется и зависит от того, какая организация и какую печать хочет заказать.

В любом случае вам потребуется предоставить изготовителю печати:

  • нотариально заверенные копии Устава организации и свидетельство о госрегистрации;
  • документ, подтверждающий избрание руководителя организации на должность;
  • документ, фиксирующий факт принятия решения об изготовлении данной печати.

Требуется ли регистрация печатей после изготовления?

Специально регистрировать удостоверительные печати на сегодняшний день не требуется. В Федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует).

В 2002 году Министерство по налогам и сборам занялось перерегистрацией и регистрацией фирм. Налоговики решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом «ДСП» («Для служебного пользования», в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует. Налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города – не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей. Во всех налоговых инспекциях, в том числе и московских, заявили, что регистрация — не обязательна.

Порядок уничтожения печатей предпринимателями и организациями

Возможны разные причины уничтожения печати:

  1. в случае изменения данных владельца печати, фигурирующих в ней (смена организационно-правовой формы или наименования, местонахождения организации);
  2. при полной ликвидации предприятия;
  3. печать может прийти в негодность (износиться или быть деформирована) и потребовать своей замены на новую, которая оставляла бы четкий оттиск. Ряд документов требует полного, четкого оттиска, на котором читался бы весь текст.

Старая печать должна быть уничтожена, только после этого изготавливается новая.

Обратим ваше внимание на один момент. Возможна ситуация, что до определенной даты на всех ваших документах будет стоять одна печать (например, с непропечатываемым краем или без буквы в наименовании организации), а после этой даты – другая, идеальная.

Тут возникают вопросы. Как старой печати не попасть в плохие руки? И как доказать, что измененная печать теперь придает юридическую силу документам? Все просто – вам необходимо: физически уничтожить старую печать и документально зафиксировать факт уничтожения старой и введение в силу новой печати.

Способ уничтожения печатей выбирается руководителем организации, если у него имеются на это полномочия. Печать может быть уничтожена либо силами самой организации, либо специальной штемпельной мастерской (той самой, которая изготавливает печати), либо органом по учету печатей (он вносит печать в государственный реестр печатей1 и выдает ей уникальный номер, который располагается в негативном начертании на внешнем ободке оттиска печати).

Ответственность за подделку печатей

При современных возможностях даже в домашних условиях можно изготовить печатную форму оттиска на принтере или на фотополимере. Однако такие печати не будут иметь удостоверительной силы. Организации, допускающие в своем документообороте печати, изготовленные несертифицированным изготовителем без учета требований ГОСТа, должны помнить, что таким способом могут воспользоваться и их партнеры или конкуренты, поставщики или заказчики.

Статья 19.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей. В этом случае протокол об административном правонарушении правомочны составлять только сотрудники органов внутренних дел, а рассмотрение дела по данному вопросу производится в судебном порядке.

Подделка документов является уголовно наказуемым преступлением.

Здесь стоит обратить внимание на статью 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Подделка, изготовление либо сбыт документа, предоставляющего какие-либо права или освобождающего от обязанностей (для чего может потребоваться и подделка оттиска печати), наказывается:
ограничением свободы на срок до 3 лет, либо
арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо
лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются лишением свободы на срок до 4 лет.

Использование заведомо подложного документа грозит:
штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо
обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо
исправительными работами на срок до 2 лет, либо
арестом на срок от 3 до 6 месяцев.

Меру наказания в каждом конкретном случае определяет суд исходя из степени вины и размера последствий. Если поддельный документ был использован для служебного подлога, то в силу вступит еще и статья 292 УК РФ, если для мошенничества – статья 159 УК РФ.

По материалам profbuh.org

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.