В письме Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19 разъяснено, чем может обернуться для компании проверка соцстраха, по результатам которой расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством не приняты к зачету. По мнению чиновников, в такой ситуации организация должна начислить страховые взносы на указанные суммы.
Свою позицию по поводу начисления страховых взносов на неправомерно выплаченные пособия ведомство обосновало так. Объектом по страховым взносам признаются все выплаты и вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Это записано в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), информирует еженедельник “Экономика и жизнь”.
Перечень сумм, не облагаемых взносами, приведен в ст. 9 указанного закона. В частности, к ним относятся пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачивают на основании федеральных законов от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) и от 19.05.95 № 81-ФЗ.
Главное условие для получения пособия — наступление страхового случая. Документами, на основании которых организация рассчитывает и выплачивает пособия, являются больничный лист и справка о заработке, которая нужна, если в двух годах, предшествовавших году наступления страхового случая, сотрудник работал в другой компании (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Фонд откажет в зачете расходов на выплату страхового обеспечения, произведенную:
- с нарушением требований законодательства;
- при отсутствии необходимых документов;
- на основании неправильно оформленных документов или выданных с нарушением установленного порядка.
При наличии хотя бы одного из приведенных факторов пособие нужно включить в базу по страховым взносам и уплатить соответствующие суммы во внебюджетные фонды.
Назовем наиболее распространенные причины, из-за которых могут возникнуть проблемы с выплаченными пособиями. Это нарушения в оформлении больничных листов, подозрения фонда в создании искусственных ситуаций для выплаты пособия. Фонд также снижает пособия при наличии в больничном отметок о нарушении работником режима (подробнее об этом на с. 28—29).
В комментируемом письме сказано, что фонд вправе не принять расходы страхователя на выплату пособий только по результатам проверки правильности расходования средств. Напомним, что она может быть проведена не только в рамках выездной ревизии страхователя (п. 8 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), но и по результатам обычной камеральной проверки формы 4-ФСС. Об этом говорится в п. 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ.
Спорить с позицией Минздравсоцразвития России сложно. Вместе с тем, если принять ее как данность, у организации возникнет ряд сложностей.
Во-первых, придется увеличить базу по страховым взносам, что неизбежно повлечет за собой их доплату в бюджет ФСС России, причем вместе с пенями.
Во-вторых, нужно будет переквалифицировать выплату сотруднику. Это в свою очередь отразится на сумме расходов по налогу на прибыль. Ведь, если неправомерных действий работника в выплате пособия нет и выплата (или переплата) не является результатом счетной ошибки, возвращать полученные суммы сотрудник не обязан (ч. 4 ст. 5 Закона № 255-ФЗ). Можно считать, что работодатель подарил ему пособие. Следовательно, из состава расходов исключается сумма пособия за три дня болезни, которую работодатель оплатил за счет собственных средств. А это обернется доплатой налога на прибыль вместе с пенями и сдачей уточненки.
Наконец, в-третьих, пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ. Но если расценивать неправильно выплаченное пособие как подарок или материальную помощь, то с выплаты в размере, не превышающем 4000 руб., удерживать налог не надо (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Что касается пособия по беременности и родам, с него НДФЛ не удерживается. Выплата, произведенная с нарушениями, не считается пособием. Поэтому организация должна с нее удержать и перечислить в бюджет налог в размере 13%. В каком порядке это нужно сделать? Как вариант — со следующей выплаты в пользу данного работника. При невозможности удержать НДФЛ нужно сообщить об этом самому работнику и в налоговую инспекцию (ст. 226 НК РФ).
С озвученными выше последствиями компания столкнется, если согласится с решением ФСС России по камеральной или выездной проверке. Если фирма решит его оспорить, то, на наш взгляд, никаких действий, связанных с корректировками, предпринимать не стоит вплоть до подтверждения или опровержения позиции страхователя в вышестоящем органе фонда либо суде.
При выявлении нарушений в рамках выездной или камеральной проверки фонд выносит соответствующее решение. В нем отражается в том числе вопрос привлечения к ответственности. В случае занижения базы по взносам назначаются санкции по ст. 47 Закона № 212-ФЗ. Напомним, что в ней установлен штраф за неуплату или неполную уплату страховых взносов. Размер санкций — 20% неуплаченной суммы.
Еще один интересный момент: в комментируемом письме Минздравсоцразвития России предостерегает органы Пенсионного фонда от необдуманного наложения штрафа в результате занижения базы по взносам.
Почему речь идет о штрафах Пенсионного фонда, а не ФСС России? Санкции по линии соцстраха подразумеваются по умолчанию. По линии ПФР дело в следующем. При занижении базы из-за выплаты пособия, которое по итогам проверки соцстрахом таковым признано не будет, «поплывет» и база для начисления пенсионных взносов. Ведь эта выплата войдет в общую сумму вознаграждений в пользу работника. Однако нарушение выявлено другим органом контроля, и ПФР вправе назначить свое наказание, во-первых, по результатам собственной проверки, а во-вторых, только при неуплате (неполной уплате) пенсионных взносов в результате неправомерных действий страхователя.
Ведомство привело примеры таких действий:
- неправильное определение страхового стажа сотрудника;
- неверное исчисление размера пособий;
- отсутствие документов, подтверждающих право работника на получение государственного пособия.