Инвентаризация перед составлением годовой отчетности – это не только обязательно, но и полезно. Своевременное выявление причин недостач поможет избежать их в будущем. Порядок проведения процедуры четко описан в Методуказаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Но коллеги в своей работе пользуются также приемами, проверенными практикой. Они позволяют провести инвентаризацию быстро и эффективно. О таких приемах рассказал Юрий Пермяков, финансовый директор группы компаний «Автоцентр КГС».
Наша компания занимается торговлей запасными частями для автомобилей, а это остатки многих тысяч номенклатурных единиц технически сложного товара на территориально разделенных складах. Инвентаризация для нас трудоемкое дело, но эту процедуру перед составлением годовой бухгалтерской отчетности никто не отменял.
Я выработал для себя несколько принципов, которые могут упростить проведение инвентаризации и сэкономить время. Его у работников финансовых служб и так катастрофически мало в конце и начале года.
ПРИНЦИП № 1. Грамотная автоматизация учета.
Важным элементом беспроблемной инвентаризации является удобная учетная система. Ее правильный выбор – элемент профилактики проблем, которые может выявить инвентаризация. Мы внедрили автоматизированную систему по управлению производственным предприятием от известного программного разработчика.
Программа позволяет осуществлять полноценный ордерный учет поступления, перемещения и выбытия товаров на всех территориально распределенных складах.
Удобно, что в программной конфигурации штатно включены все необходимые для проведения инвентаризации товаров документы, отчеты, печатные формы.
Для удобства сотрудников склада создано автоматизированное рабочее место «АРМ склада», подготовлены подробные технологические регламенты работы с товарами.
ПРИНЦИП № 2. Проведение выборочных инвентаризаций.
Организовать сплошную проверку всех товаров для нашей компании слишком дорого. Поэтому при проведении проверок мы используем выборочный метод.
Мы распечатываем ведомость с остатками товара по каждому из складов. С ней члены инвентаризационной комиссии проверяют наличие, например, каждой десятой товарной позиции. Такая методика применяется как во время периодических инвентаризаций, так и в период годовой проверки.
ПРИНЦИП № 3. Сопоставление затрат и экономической выгоды.
В случае обнаружения пересортицы товаров в размере до 0,5 процента от проверенных суммарных остатков никаких последствий для материально ответственных лиц не будет. Такая пересортица – обычная практика для наших поставщиков. Как мы в таких случаях избавляемся от пересортицы? С помощью документов в системе автоматизированного учета себестоимости количество отсутствующих товаров превращаем в товары имеющиеся. С точки зрения существенности такие действия, по моему мнению, вполне оправданны.