В условиях современного рынка, когда одни товары и услуги быстро сменяются другими, предприятиям все труднее поддерживать свою деятельность стабильной. Не выявленные вовремя предпосылки кризисной ситуации очень дорого могут сказаться на его финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Поэтому перед менеджерами все острее стоит вопрос о том, что же такое диагностика, когда и как ее следует проводить.
Диагностика (аудит фирмы) – определение состояния объекта, выявление его слабых и сильных сторон, а так же обобщение этой информации в виде заключения о его возможных перспективах или неудачах. Сделать такую диагностику можно самостоятельно или обратиться в аудиторскую компанию, где работают профессионалы.
Диагностика кризисного состояния предприятия – совокупность средств и методов целевого анализа объекта, позволяющая в достаточно короткие сроки получить полную и достоверную информацию о его финансово-хозяйственной деятельности и выявить слабые черты, отрицательно влияющие на его жизнеспособность. Диагностика позволяет проследить динамику развития кризиса, определить его стадию, а так же спрогнозировать его масштабы в будущем.
Диагностическое исследование должно быть точным, полным, объективным и основанным на первоисточниках.
В условиях рыночной экономики важную роль играют методы, которые строятся на аналитических показателях. Это факторные и рейтинговые модели диагностики кризисной ситуации.
Основными методами, применяемыми в диагностике прогнозирования банкротства, являются:
- экспресс-диагностика структуры баланса, позволяющая на основе одних лишь только данных баланса получить достаточно точную информацию о деятельности предприятия, о его преимуществах и «узких» местах. Такой бухгалтерский аутсорсинг лучше поручить провести привлеченным специалистам – со стороны, как говорится, виднее;
- аудит аналитических показателей, таких как коэффициенты ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, а также рентабельность продаж, оборотных активов и доля денежных средств в выручке;
- факторные модели;
- рейтинговые модели (по уровню платежеспособности и на основе анализа коэффициентов);
Помогает объединить все эти методы комплексный подход, который основывается не только на данных отчетности, но и на результатах маркетинговых исследований, финансовой и статистической информации, материалах, полученных в ходе проведения аудита.
После проведения диагностики кризисного состояния предприятия компания, оказывающая аудиторские услуги, дает заключение, в котором указываются существующие проблемы, структурированные по важности и срочности, а также пути борьбы с ними.
Проводя такую диагностику еще до появления явных причин развития кризиса, можно быть уверенным в том, что предприятие будет положительно реагировать на все необходимые изменения без ущерба его финансово-хозяйственной деятельности.
По материалам balans-audit.ru