Управление персоналом – это область деятельности руководства организации, специалистов подразделения управленческой системы, которая направлена на повышение эффективности работы организации путем повышения эффективности работы с ее работниками правовыми, психологическими, экономическими и иными методами, которая обеспечивает рациональное использование возможностей человека, как в интересах предприятия, так и в его собственных интересах.
Само понятие управление персоналом в государственных и муниципальных организациях до недавнего времени отсутствовало в управленческой практике. Это отражало довольно слабую методологическую развитость этой проблемы и имело прямое отношение к состоянию государственной службы как таковой и ее особенностям в качестве области общественно полезной деятельности. Особенности государственной службы обуславливает перечень требований к государственному работнику. Прежде всего, от него требуются беспристрастности, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина. Его деятельность проходит в рамках правовых нормативных актов. Это и определяет во многом характеристику управления персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы.
Несмотря на разнородность управленческой практики, можно отметить ее самые существенные черты.
Управленческую деятельность можно рассматривать в качестве внутренней характеристики системы, основными элементами которой являются управляющий элемент и управляемый элемент, которые постоянно взаимодействуют на началах самоорганизации.
Управление персоналом в государственных организациях является упорядоченное целенаправленное влияние субъекта на объект, которое осуществляется непосредственно субъектом.
Управленческая деятельность одновременно выступает в качестве системы организаций, как структура и как процесс. Оно представляет из себя единство отношения, форм, механизма и методов влияния на формирование, востребованность и развитие профессиональны качеств и возможностей государственного служащего. Объем работы каждого направления деятельности зависит от роли государственной власти в структуре государственного управления, от квалификации персонала, от ситуации на рынке труда, от обстановки в трудовом коллективе и за его рамками, а также от многих иных внешних и внутренних факторов. Таким образом, управленческую деятельность нельзя сводить только к ограниченному набору действий, который выполняют традиционно кадровые службы государственной власти.