Акции и опционы для работников

Специалисты рекрутинговой компании «Бигл» провели исследование на тему «Мотивация посредством премирования акциями и опционами».

Один из наиболее популярных вариантов вознаграждения на западе — премирование акциями и опционами. В России же их использует лишь малая часть — среди опрошенных компаний их оказалось 12%, и 4% планируют ввести в ближайшее время. Согласно исследованию мнения работников, 19% сталкивались с наличием акций в своей трудовой деятельности и 7% имеют их в пакете вознаграждения сейчас. По опыту респондентов, чаще всего они присутствуют в следующих секторах рынка: ТНП (29%), медицине/фармации (28%), индустриальном секторе (13%) и финансовом (9%).

Российские сотрудники лучше относятся к такому методу стимулирования, как поручительство при кредите. К примеру, ипотека в Ленинградской области оформляется проще, если за вас ручается ваша фирма, а не только ваша семья.

49% HR-профессионалов, принявших участие в исследовании «Бигл», сошлись во мнении, что предоставление акции и опционов — эффективный инструмент мотивации персонала, 20% не согласились с ними, а 31% затрудняются ответить, что говорит о непрозрачности схемы даже для самих HR-менеджеров. При этом половина опрошенных работников считает наличие акций и опционов в системе вознаграждений важным фактором при выборе работодателя — они предпочтут предложение именно с ними в пакете. Стоит отметить, что пролонгированный доход более интересен мужчинам (32%), чем женщинам (18%), которые отдали большинство своих голосов за выгоду «здесь и сейчас» — они выберут того работодателя, который предложит более высокий уровень зарплаты.

Также исследование показало, что многое зависит и от положения в компании — вместо дохода от акций за повышение оклада проголосовали и работники начального уровня. «Чем выше позиция сотрудника, тем выше стремление обладать ценными бумагами компании — это подтверждается нашим исследованием. Руководителям высшего звена важно ощущать себя в роли партнера, а финансовые знания и статус позволяют им оценить преимущества такого бонуса», — говорит Наталья Фридрикова, генеральный директор рекрутинговой компании «Бигл».

Опрос показал, что в более чем в половине случаев программа распространяется на весь коллектив, и самая частая причина ее внедрения — удержание кадров (41%). 27% опрошенных представителей HR-служб используют ее в качестве поощрения, а 18% считают, что она повысит заинтересованность персонала в благосостоянии компании. И действительно — 52% респондентов-работников ответили, что бонус акциями и опционами усилит их вовлеченность в финансовые результаты компании. Причем больше всего таких людей среди сотрудников 46-55 лет. Но при этом нет ясности, насколько увеличится доход работника: 79% HR-менеджеров, использующих программу мотивации ценными бумагами, затрудняются ответить на этот вопрос. Кроме того, у работников нет уверенности, что «ценность акций прозрачна и управляема», а также что совет директоров не примет решение о дополнительном выпуске акций, что негативно отразится на их стоимости. По мнению некоторых работников, такая схема эффективна, если она «носит характер добровольного приобретения, а не насильственного вручения». Но при этом, есть сотрудники, готовые снижать зарплатные ожидания в пользу прибыли от акций или опциона, и таких среди опрошенных 21%. 19% затрудняются ответить, а значит, что при эффективной работе с персоналом, в том числе с проведением разъяснительных работ, количество людей, готовых к такой системе премирования, может возрасти раза в два.

«Нередко в компаниях, практикующих мотивацию акциями и опционами, информация об этих программах является конфиденциальной и не выносится за пределы компании, поэтому почерпнуть ее зачастую неоткуда. Другая причина непрозрачности схемы для работников — это недостаток их финансовой грамотности. Как показало наше исследование, участвовать в таких программах могут не только топ-менеджеры, но и сотрудники любого уровня, большинство из которых далеки от акций и фондовых рынков. При внедрении такой системы работодателям необходимо привлекать «финансового наставника», который расскажет, как работают биржи и как можно заработать на акциях», — отмечает Наталья Фридрикова.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.