Изменения в части 1 Налогового Кодекса

Новшества внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (Основные нововведения сведены в таблицу (см. рубрику «Для справки»).

Первая часть кодекса дополнена положениями, обеспечивающими более широкое использование во взаимодействии с налоговыми органами электронных документов. Уточнены отдельные понятия. Ужесточены меры ответственности.

Постановка на учет по-новому

Значительно скорректирован порядок постановки на налоговый учет и снятия с учета, что должно упростить указанные процедуры.

Согласно действующим нормам, учреждение по местонахождению обособленного подразделения поставят на учет на основании сообщения. Однако для филиалов и представительств предусмотрены отдельные требования. В пункте 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ уточнено, что их учет налоговики будут вести исходя из сведений, взятых ими из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Кстати, правила выбора инспекции для постановки на учет нескольких подразделений, располагающихся в одном муниципальном образовании, также изменены. Теперь определено, что уведомление о сделанном выборе учреждению следует представить в налоговый орган по своему местонахождению. Об изменении местонахождения обособленного подразделения надо сообщать в налоговую инспекцию по месту учета учреждения. Отметим, что более подробные разъяснения даны в информационном сообщении ФНС России.

Электронный документооборот

Со 2 сентября 2010 года налоговые органы имеют право требовать представления необходимых документов в электронном виде (подп. 1 п.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). А вот возможности требовать обязательного письменного сообщения в инспекцию сведений об открытии и закрытии счетов, участии в других организациях, создании обособленных подразделений, реорганизации или ликвидации налоговики теперь лишены. Данные сведения можно представить: лично, через представителя, по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Электронный поток может исходить не только от налогоплательщика, но и от налоговой инспекции. Так, от чиновников в электронной форме можно получить:

  • свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе;
  • акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • уведомления об уплате налогов;
  • требование об уплате налога;
  • требование о представлении документов (информации) о контрагентах.

Учреждения могут представить документы также в электронном виде. Однако контролеры все же имеют право ознакомиться с их подлинниками.

Расширены права сторон

Налогоплательщики получили законодательно закрепленное право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и на получение акта совместной сверки указанных расчетов (подп. 5.1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ).

Напомним, что на основании заявления учреждения (и акта совместной сверки) налоговый орган может принять решение об уточнении платежа. Это позволяет уменьшить сумму начисленных пеней. Так вот, теперь о принятом решении инспекция должна уведомить налогоплательщика в течение пяти дней после его принятия. Такое дополнение внесено в пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.Налоговикам продлили срок для взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика. Если они пропустили установленный срок (один год после истечения срока исполнения требования), им предоставлено право обратиться в суд в течение двух лет со дня истечения этого срока (п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Конкретизирован порядок признания и списания безнадежной недоимки: четко указаны причины и, кроме того, по региональным и местным налогам соответствующим властям дано право устанавливать дополнительные основания для списания. Решать вопрос о наличии безнадежной налоговой недоимки получили право налоговики, а также таможенные органы — в пределах своей компетенции.

Получить отсрочку будет сложнее

Изменение срока уплаты станет возможным не только в отношении налога, сбора и пеней, но и в отношении штрафа. Указано, что действие главы 9 Налогового кодекса РФ не распространяется на налоговых агентов.

Пополнен перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора. Повторно отсрочку не предоставят, если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, по предоставленной ранее «льготе» были допущены нарушения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена учреждению на сумму, не превышающую стоимость его чистых активов. Это установлено в новом пункте 2.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Следует также отметить, что учреждение, исполняющее госконтракт, может получить отсрочку при несвоевременном перечислении ему средств за выполнение работ для государственных нужд.

В пунктах 5, 5.1 указанной статьи приведен подробный перечень документов, который нужно приложить к заявлению о получении отсрочки или рассрочки по уплате налога (справки банков и налоговых органов, список дебиторов, график погашения задолженности и т. д.).
Обеспечение исполнения обязательств

Срок исполнения требования об уплате налога и сбора установлен в рабочих днях — 8 дней с момента получения указанного требования (вместо 10 календарных дней в прежней редакции п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Налоговые проверки

Скорректированы сроки проверки для случая, когда налогоплательщик подает уточненную декларацию в то время, когда у него проводится выездная проверка. В пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ теперь сказано, что при этом будет проверяться также и период, за который представлена уточненная декларация. Налоговики получили дополнительные права в части истребования документов. Они могут передать запрос о представлении документов лично (под расписку) или в электронном виде. Однако если это невозможно, его направят по почте заказным письмом и будут считать полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.

В то же время ужесточены и требования к проверяющим. Так, согласно пункту 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Заметьте: учреждению, в отношении которого проводилась проверка, предоставлено право знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, до вынесения решения.

Уклонение от получения решения о привлечении к ответственности не поможет. Налоговики направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным по истечении шести дней с момента направления письма.

Если налоговое нарушение выявлено не в ходе налоговой проверки, контролеры также обязаны в течение 10 дней составить акт (п. 1 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Существенно возросли размеры штрафов

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе теперь карается штрафом в размере 10 000 руб. — вне зависимости от длительности нарушения.

А вот ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Указанные положения объединены в статье 116 Налогового кодекса РФ (ст. 117 отменяется).

За непредставление налоговой декларации взимается штраф в сумме не менее 1000 руб. (было — 100 руб.). Зависимость его размера от срока непредставления налоговой декларации также отменена.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налагается штраф в размере 200 руб.

За нарушение правил ведения бухгалтерского или налогового учета (ст. 120 Налогового кодекса РФ) санкции повышены в два и более раза:

  • за грубое нарушение правил учета штраф составит 10 000 руб. вместо 5000 руб.;
  • за те же нарушения, если они совершены в течение более одного налогового периода, придется заплатить 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
  • за те же нарушения, повлекшие за собой занижение налоговой базы, штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было — 10%, но не менее 15 000 руб.).

klerk.ru

Хотите поучиться грамотному ведению бизнеса у профессионалов? Обратите внимание на этот интернет магазин одежды. Здесь можно купить практически любую одежду в режиме онлайн, выбрав ее прямо на сайте и заказав при помощи таблицы размеров. У киевских предпринимателей вообще есть чему поучиться – мало какой из наших магазинов может соперничать с dude.co.ua и по ассортименту, и по дополнительному сервису, и по условиям доставки.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.