Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона N 337970-6 “О специальной оценке условий труда” (далее – Законопроект), согласно которому вместо аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается проведение новой процедуры – специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). Для этого работодателю необходимо будет заключить гражданско-правовой договор с проводящей такую оценку организацией, которая должна соответствовать определенным требованиям. В случае принятия Законопроекта большинство его положений вступит в силу с 1 января 2014 г.

Одновременно с названным Законопроектом в Госдуму был внесен проект Федерального закона N 337978-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”. Согласно данному документу, если спецоценка не проведена или нарушены правила ее проведения, организация-работодатель может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 60 000 до 80 000 рублей, а работодатель-физическое лицо (ИП) – от 500 до 10 000 рублей.

Кроме того, к административной ответственности планируется привлекать и организации, проводящие спецоценку на основании гражданско-правового договора с работодателем. Штраф за нарушение порядка проведения спецоценки для таких организаций может составить от 70 000 до 100 000 рублей.

Работодателей планируют обязать проводить спецоценку в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых сейчас необязательна.

Что такое спецоценка условий труда

Согласно Законопроекту спецоценка включает в себя мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и оценку уровня их воздействия на работников. Предполагается, что по итогам проведения данной процедуры будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда. Спецоценке будут подлежать все рабочие места. Напомним, что сейчас работодатель обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда. Аттестация проводится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Согласно п. 4 этого Порядка не подлежат аттестации, в частности, рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой на персональном компьютере и (или) эксплуатируют оргтехнику.

Планируется не проводить спецоценку в отношении условий труда надомных и дистанционных работников.

Если Законопроект будет принят, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до его вступления в силу, будут действительны до окончания срока действия документов об аттестации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г.

Предлагаемый в Законопроекте порядок проведения спецоценки во многом схож с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап – идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последнюю предположительно будет осуществлять комиссия, в которую должны входить представители работодателя, работников, а также эксперты и иные сотрудники организации, проводящей спецоценку. В коллективном договоре можно будет предусмотреть, что вместо эксперта организации, проводящей спецоценку, в состав комиссии может входить профсоюзный инспектор труда соответствующего профсоюза.

Если потенциально вредные и опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда признаются допустимыми без проведения дальнейших исследований.
При отсутствии вредных или опасных факторов соответствие рабочих мест госнормативам предлагается декларировать

Еще одной новеллой, предлагаемой разработчиками Законопроекта, является введение возможности декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Необходимым условием декларирования будет невыявление потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах, а также установление в коллективном договоре перечня рабочих мест с оптимальными условиями труда, которые в связи с этим подлежат декларированию.

В указанных случаях декларирование заменит сертификацию организации работы по охране труда, что, по мнению авторов Законопроекта, существенным образом снизит затраты работодателей.

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатели будут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Такая декларация будет действовать в течение пяти лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за период ее действия на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний.

Кто сможет проводить спецоценку условий труда

Спецоценку смогут проводить организации, в штате которых не менее 5 экспертов, имеющих специальный сертификат. В целом же законопроектом предполагается установить следующие требования, при соблюдении которых организации смогут проводить спецоценку.

В штате такой организации должно быть не менее пяти занятых на постоянной основе экспертов, которые имеют сертификат на право выполнения работ по спецоценке (порядок получения сертификатов экспертами установлен Законопроектом).

Хотя бы один из экспертов должен иметь профильное образование врача по общей гигиене, по гигиене труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Одним из структурных подразделений такой организации должна быть аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория (испытательный центр). Кроме того, организация, проводящая спецоценку, обязана страховать свою ответственность на случай причинения убытков.

Предполагается, что до 31 декабря 2018 г. спецоценку смогут проводить лица, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Напомним, что в настоящее время в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н отсутствует требование о наличии экспертов в штате организаций, аккредитованных на проведение аттестации рабочих мест. В то же время, согласно п. 7 утвержденных названным Приказом Правил, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в штате аккредитуемой организации должны быть специалисты по охране труда. Однако конкретных требований к количеству, образованию и опыту работы таких специалистов не предъявляется. Требования о прохождении специальной аккредитации или сертификации в их отношении также не установлены.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.