В США все или почти все граждане интересуются стартапами. Там, за океаном, бизнес-ангелы и люди, сделавшие свое имя с чистого листа, пользуются даже большей популярностью, чем звезды шоу-бизнеса. Тем интереснее выяснить, какие бизнес-идеи, пришедшие из Америки, стали для нас самыми востребованными.
Фаст-фуд
В последнее время американский фаст-фуд в России испытывает определенные негативные воздействия. В частности, сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс» подвергается многочисленным проверкам. Имеются даже предписания о закрытии некоторых заведений. И всё-таки когда-то Биг-Мак и картошка фри были культовыми продуктами питания. Чтобы отведать их, люди готовы были отстоять километровые очереди. Впрочем, речь не о «Макдональдсе».
Сложившаяся в России система быстрого питания явилась одной из самых удачных бизнес-идей, пришедших к нам из-за океана. Радует то, что фаст-фуд обрел национальный оттенок. Это и блины, и картошка-запеканка, и, конечно, шаурма. Например, Артем Гиносян из Армавира, приехавший в Анапу, покорил сердца миллионов людей своим искусством готовить этот продукт, жонглируя ножами и вилками.
Клининг
Еще десять лет назад мало кто мог ответить, что такое клининг. В 1999 году журналисты одного телеканала с этим вопросом обратились к случайным прохожим на улицах различных провинциальных городов. Никто не смог дать вразумительный ответ, а одна молодая женщина, покраснев, заявила: «Как вы можете такое спрашивать?». Что она имела в виду, корреспонденты не поняли. Между тем, клининг означает специализированную услугу по профессиональной уборке помещений.
В настоящее время этот вид, как правило, малого бизнеса уверено вытеснил традиционную уборщицу в темно-синем халате и с ведром в руке. Чистота в торговых центрах и офисах стала настолько привычной, что фотоснимки из прошлого о мусоре на полах магазинов кажутся анахронизмом. Кстати, в некоторых статьях говорится, что клининг является английским изобретением. Между тем, первая специализированная фирма по уборке офисов появилась в Нью-Йорке в 1904 году и называлась она «Wines & Spirits».
Пиар-агентства
Вместе с капитализмом в 1992 году в Россию пришло такое понятие, как пиар. Речь идет о непрямой рекламе, которая, однако, приносит более весомые результаты, чем телевизионные ролики и навязчивые объявления в СМИ и в интернете. Как итог, в нашей стране появились талантливые фирмы, специализирующиеся на написании статей, которые ненавязчиво продвигают тот или иной продукт. Журналисты, которых приглашают в такие пиар-агентства, порой разбираются в технических нюансах лучше, чем менеджеры, непосредственно продающие этот товар. В любом случае, эта американская бизнес-идея удачно прижилась в России.
Сдача автомобилей в аренду
Традиционно в России было не принято сдавать автомобили в аренду. Связано это было с определенным культом иномарок, имевшим место многие постсоветские годы. В то же время российские автомобили не пользовались спросом по имиджевым соображениям. Однако в последнее время этот рынок услуг, хоть и со скрипом, пришел в движение и у нас. «В основном иностранцы берут в аренду машины, – уточняет менеджер одной московской прокатной фирмы Артур Иноков. – Впрочем, нам с ними понятнее и проще, так как итальянцу или французу вряд ли придет в голову угнать авто. Культура не та!».
Английские лужайки
Принято считать, что английские лужайки пришли к нам из Британии. Отчасти это так, но промышленное производство искусственного дерна поставлено было именно в одноэтажной Америке. «Ландшафтный дизайн – это тоже американская идея, – поясняет Валерий Володин. – Если в Европе этим занимались садоводы, то в США – бизнесмены. Зайдите в любую фирму по продаже газонов – там всё отработано до автоматизма: от замерки до доставки». Благодаря этому, многие коттеджные поселки, например в Подмосковье, ничем не отличаются от таких же по формату американских поселений.
Прачечные самообслуживания
Этот вид бизнеса является чисто американским изобретением. Дело в том, что во многих штатах США и по сей день имеется законодательный запрет на установку стиральных машин в квартирах многоэтажных домов. В то же время муниципальные власти обязали фирмы, обслуживающие высотки, оборудовать в подвалах прачечные самообслуживания. «Одно время в Америке на этой почве случилось предпринимательское сумасшествие, – писал журналист и историк Карл Вудсен из Чикаго. – В цокольных этажах просто не было места, поскольку всё было забито стиральными машинами. Погорели многие, а Патрик Клифтон стал миллионером. Он сделал цены на свои услуги минимальными, практически с нулевой рентабельностью. Постирать 10 кг белья у него стоило дешевле, чем выпить чашку кофе».
Справедливости ради, этот бизнес в России не стал таким популярным, как в США. Однако и у нас, в основном в студенческих общежитиях, предприниматели неплохо на этом зарабатывают, установив специальные «стиралки с монетоприемниками».
Шиномонтаж
Спущенное колесо всегда сопровождается демонтажем и монтажом покрышек. В Америке специализированные боксы по ремонту проколов шин сначала устанавливались на заправочных станциях, а в 50-х годах прошлого века – повсеместно на трассах. В мелких городах Среднего Запада этот малый бизнес стал настоящей палочкой-выручалочкой для сотен тысяч молодых американцев, у которых не было денег на учебу в университетах. «Что касается шиномонтажа и оборудования для шиномонтажек в России, то наша страна за последние десять лет прошла такой же путь, что и Америка в середине XX века, – рассказывает Андрей Смирнов из Ростова-на-Дону. – Появление огромного количества автомобилей на наших дорогах вовлекло в это предпринимательство десятки тысяч молодых людей, благо, что вложенные в это дело деньги окупались быстро и сторицей».
С такой оценкой согласны и эксперты. В то же время считается, что в наши дни рынок этих услуг пришел в равновесие и появление новых станций по шиномонтажу несет определенные риски. Между тем, еще пять лет назад можно было вложить 10 тысяч долларов и за год отбить эту сумму трижды.
Интернет-магазин
США являются колыбелью интернета. Логично, что именно в Америке родились первые интернет-магазины. Теперь это многомиллиардные бизнесы с мощной почтовой инфраструктурой и логистикой. В России каждая уважающая себя торговая сеть тоже имеет такую площадку. С другой стороны, сотни тысяч россиян, занимающиеся хенд-мейдом, находят клиентов именно через интернет. «Я торгую расшитыми валенками, – рассказывает форумчанин ndshdfk. – Выставляю фотографии и лото с ценниками на различных торговых форумах и, как ни странно, нахожу покупателей. Конечно, идею очень сильно дискредитируют виртуальные мошенники. Но мне кажется, что мы просто обречены лет через десять практически всё покупать и продавать через интернет-магазины». И в самом деле, этот вид малого торгового бизнеса имеет самые низкие издержки и при грамотном подходе вполне может стать грозной конкуренцией супермаркетам.
Возведение каркасных домов
В России всегда строили долго, дорого и… некачественно. С появлением каркасных домов, более известных у нас, как «канадские», в корне изменилось представление о том, каким должно быть жилище. Безусловно, эксперты не называют такие строения безупречными с точки зрения эксплуатационных характеристик. «Но канадские дома идеальны с позиций цены и качества, а также дают прекрасные перспективы застройщикам, которые решили специализироваться на этом виде строительства, – считает строитель Яков Касьянов. – Всего за несколько лет тысячи бизнесменов по всей стране влились в это дело».
Вендинг
О торговых автоматах написаны сотни, а то и тысячи статей. И всё же… если писать о топовых бизнес-идеях, пришедших к нам из Америки, было бы несправедливо не сказать о них пару слов. «Странно, когда в некоторых публикациях о лучших американских бизнес-идеях говорится о наклейках для букетов цветов, но умалчивается о вендинге, – считает независимый аналитик Сергей Якобишвили. – Думается, есть смысл повториться и написать, что торговые автоматы, в том числе и кофематы, являются одной из лучших идей, которые пришли к нам из-за океана».