Госдума приняла во втором чтении законопроект, ужесточающий контроль и ответственность за предоставление недостоверных сведений при регистрации компаний, пишет Российская газета.
Документ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” увеличивает перечень оснований для отказа в регистрации в ЕГРЮЛ.
“Нововведение может создать трудности владельцам предприятий, сведения о которых в ЕГРЮЛ оказались недостоверными. Инициатива депутатов представляет собой очередную попытку борьбы государства с фирмами-однодневками. Причем, как обычно, рассмотрение и решение такого сложного вопроса предлагается провести в течение короткого времени”, – отмечает Артем Борисов, юрист адвокатского бюро “Плешаков, Ушкалов и партнеры”.
Цель, конечно, благая: борьба с фирмами-однодневками. Фактически лица, причастные к компаниям, сведения о которых признают недостоверными, будут поражены в правах. Таким организациям будут отказывать в регистрации в ЕГРЮЛ в течение трех лет. Откажут в регистрации и бизнесменам, чьи компании имели непогашенный долг перед бюджетами любого уровня или сведения о которых за последние три года были признаны недостоверными. Еще одно основание для отказа – неисполненное решение суда о ликвидации фирмы или несоблюдение порядка ликвидации или реорганизации предыдущей фирмы. Проблемы будут и у тех, кто раньше основал или участвовал в работе компаний, сведения о которых были признаны недостоверными.
Ранее законодательство РФ предусматривало лишь отказ в связи с несоблюдением формальных требований, содержание документов не проверялось. Законопроект может изменить эту ситуацию, полагает юрист коллегии адвокатов “Юков и партнеры” Даниил Пономарев: “Появление таких требований направлено на то, чтобы сделать отечественный бизнес более прозрачным и безопасным для самих же предпринимателей. Бизнесменам, которые предоставили недостоверные сведения до принятия законопроекта, опасаться нечего. На них действие закона распространяться не будет. Для защиты третьих лиц в Гражданский кодекс было введено понятие публичной достоверности реестра юридических лиц. Это означает, что сведения, внесенные в реестр, вне зависимости от их достоверности считаются достоверными для третьих лиц”.
Основная задача нового законопроекта – создать механизм подтверждения данных для борьбы с массовой регистрацией компаний по одному адресу. Ранее в Уголовный кодекс уже внесли поправки, устанавливающие ответственность за предоставление документов для создания фирм-однодневок.
“Предложенными поправками вводится проверка достоверности вносимых в ЕГРЮЛ данных об адресах, участниках и руководителях юридических лиц в порядке, определяемом ФНС. При этом устанавливается процедура внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности содержащихся в нем данных, – говорит Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы “Уральский союз”. – Законопроект весьма осложнит положение компаний, адреса которых по тем или иным причинам не понравятся налоговикам. В 30-дневный срок со дня направления уведомления о недостоверности сведений придется либо менять соответствующие данные, либо представлять подтверждающие документы. В части адреса такими документами прямо указаны документы, подтверждающие наличие права пользования объектом недвижимости у самой компании, ее учредителя или руководителя. Нередко используемые сейчас договоры о предоставлении рабочих мест или почтово-секретарском обслуживании уже вряд ли помогут”.
Согласно законопроекту любой человек получит право пожаловаться на недостоверность тех или иных данных о компании. Если проверка сведений подтвердит их недостоверность, то ФНС направит в организацию, а также ее учредителям и участникам уведомление о недостоверности. Если через 30 дней фирма документально не подтвердит свою правоту, то регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных. По сути, если в документы случайно закралась ошибка или компания своевременно не сменила адрес регистрации, ее могут признать фирмой-однодневкой, несмотря на вполне реальную деятельность. “Законопроект не учитывает, что многие компании осуществляют деятельность не по адресу регистрации, который указан в ЕГРЮЛ, а в ином месте. Поэтому получается, что формально такие предприятия будут нарушать законодательство, поскольку в реестре содержатся недостоверные сведения о них”, -подчеркивает Артем Борисов.
Примечательно, что законопроект обязывает регистрирующий орган проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в учредительные документы юрлица в случае обоснованных сомнений. Их предлагается выявлять на основании имеющихся документов и сведений (в том числе исходя из возражений или обращений заинтересованных лиц; документов и пояснений, представленных заявителем; проведения осмотра объектов недвижимости и т.д.). При этом основания, условия и способы проведения указанных мероприятий будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. “Процедура является чрезвычайно громоздкой, неоправданно сложной и, что самое главное, крайне неэффективной в борьбе с фирмами-однодневками. Выходит, что регистрирующий орган будет выполнять совсем не свойственные ему функции, ведь выявление фирм-однодневок является полем деятельности суда и правоохранительных органов, но никак не административного органа власти”, – говорит Артем Борисов.
Вопрос о том, как именно налоговики будут проверять достоверность сведений ЕГРЮЛ, остается открытым до утверждения ими же соответствующего регламента. “Представляется, что это будет стандартный набор процедур из НК РФ: осмотры, допросы, экспертизы и истребование документов. То, как сотрудники налоговых органов проводят соответствующие мероприятия, хорошо известно. Будут и осмотры без выхода на место, и неполучение документов по требованиям, которые и не направлялись, и т.п. Споров поэтому будет много, и работы корпоративным юристам точно прибавится”, – уверен Дмитрий Ширяев.
Однако, по мнению депутатов, требуется не только ужесточить порядок регистрации юрлиц, но и криминализировать деяние в виде представления заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ, внеся соответствующие изменения в статьи 170.1, 173.1 и 173.2 УК РФ, уточнив термин “подставные лица”. Под подставными лицами предлагается понимать учредителей или участников юридического лица, у которых отсутствует цель управления компанией. Или которые путем введения в заблуждение (либо без их ведома) внесли данные о себе в ЕГРЮЛ.
“Вызывает сомнение обоснованность введения уголовной ответственности за представление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ. В своем отзыве на законопроект зампред Верховного суда РФ отметил, что сейчас такие действия подпадают под статью 14.25 КоАП РФ и вывод об обоснованности криминализации деяния может быть сделан только после изучения и обобщения практики применения этой статьи. Кроме того, такой критерий подставного лица как “отсутствие цели управления юридическим лицом” не может быть принят для определения уголовно наказуемого деяния. Этот признак чрезвычайно зыбкий и туманный, и практика правоприменения неизбежно столкнется с большим количеством проблем при решении вопроса о том, действительно собиралось ли физическое лицо управлять компанией или нет”, – заявляет Артем Борисов. Впрочем, непонятно, почему вообще нужно криминализировать отсутствие экономической, деловой цели в совершении некого действия.