Прибегнув к аутсорсингу, предприниматели могут сэкономить на расходах до 50%, а, значит, потенциал рынка для развития аутсорсинговых компаний огромен. По оценкам экспертов как в России, так и за ее пределами, рентабельность аутсорсингового бизнеса 30-40% и растет он ежегодно на 20-30%.
Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing : внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Аутсорсинг — одна из малого числа ниш, которой случившийся экономический кризис на руку. Предприятия массово сокращают численность сотрудников, но от необходимости ведения бухгалтерского и/или кадрового учета им не отвертеться. Все эти функции можно отдать на аутсорсинг, т. е. переложить на плечи приходящих специалистов-профессионалов. Поэтому во всех крупных городах открываются небольшие фирмы, которые за умеренную плату готовы освободить бизнесменов от рутины: начисления зарплаты, анализа договоров и т.д.
Львиная доля аутсорсинговых компаний приходится на IТ-cегмент. И хотя в условиях экономического кризиса многие крупные компании урезают IТ-бюджеты и сокращают штат, часть функций они все же передают на аутсорсинг».
ИТ – аутсорсинг (ITO) – программирование; создание веб-проектов; разработка, установка, сопровождение ПО; обслуживание техники сторонними специализированными компаниями.
Западные компании перекладывают на чужие плечи до 80% непрофильных функций.
Экономия от перепоручительства составляет 10-50% в зависимости от специфики проекта, направления деятельности фирмы. К примеру, внешние колл-центры позволяют в полтора-два раза сократить затраты на персонал, увеличить продажи акционных товаров на 25%, а активность обращений в банки и финучреждения повысить на 10-15%.
Наиболее востребованные услуги аутсорсеров в нынешних условиях — бухгалтерия, учет кадров, IТ-поддержка, а также маркетинг. Если учесть, что означенные специальности одними из первых попали под пресс сокращения, то поиск необходимых кадров для сколачивания команды может оказаться не таким уж и сложным делом.
Если начинать аутсорсинговый бизнес в таком формате, инвестиции нужны незначительные.
Хорошо, когда с самого начала уже есть несколько заказчиков, которые будут поддерживать бизнес на плаву. А вот логистическое направление эксперт осваивать не рекомендует: рынок очень конкурентный, с высоким ценовым барьером входа, что делает его рискованным для вложения средств.
При выборе компании-аутсорсера обычно учитывают ее репутацию на рынке. Собрать необходимую информацию нелегко, но реально.
«Я бы посоветовал подъехать в офис и посмотреть: если компания, извините, находится в однокомнатной квартире и представляет собой проходной двор, о какой конфиденциальности можно говорить?!» — советует Александр Черната.
Пристального внимания требует договор на оказание соответствующих услуг. А раздел «Конфиденциальность» стоит изучить с особым пристрастием. Если момент сохранения коммерческой тайны описан лишь рамочными положениями о том, что, дескать, обе компании обязуются соблюдать конфиденциальность, от такого аутсорсера лучше держаться подальше.
В договоре должны быть четко прописаны зоны ответственности каждой из сторон. Если, к примеру, речь идет об аудите, то законодательство определяет рамки этой ответственности стоимостью самого аудита. В иных же сферах вопрос ответственности полностью регулируется договорными отношениями.
Важный момент — штрафные санкции, которые применяются вследствие неквалифицированных действий сотрудников аутсорсинговой компании. Солидные компании берут на себя обязательства полного покрытия убытков, понесенных клиентом.