Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях.
Тот, кто не знает врага, не знает себя, будет то побеждать, то проигрывать.
Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом cражении.
Сунь Цзы “Искусство войны”
Регистрация прав на товарный знак – это, пожалуй, на сегодняшний день единственное, что может его защитить должным образом.
При регистрации товарного знака требуется, во-первых, правильно определиться с классами МКТУ товаров и (или) услуг в соответствии с которыми будет регистрироваться торговая марка компании. Во-вторых, подготовить соответствующую заявку в Патентное ведомство РФ (Роспатент). И в- третьих, оплатить соответствующую государственную пошлину.
Под международной классификацией товаров и услуг (МКТУ) подразумевают перечень, который отражает деление товаров и услуг на классы в зависимости от их назначения. Если это товары, то оценивается то, из каких материалов они изготовлены, их назначение; касаемо услуг это их направление.
После того, как знак зарегистрирован, его владелец получает на руки свидетельство, которое подтверждает его исключительное право на торговую марку.
В практике по товарным знакам закрепилось такое понятие, как общеизвестный товарный знак. Обозначение может быть закреплено в качестве общеизвестного, в любой момент по желанию компании. Для этого необходимо подать соответствующую заявку в Роспатент, где необходимо указать, что обозначение считается известным и с какой даты, а также представить доказательства, почему оно таковым является. Ими могут быть: сведения о странах, где бренд приобрел свою популярность, сведения о произведенных затратах на рекламу торговой марки (финансовые отчеты) и так далее.
Общеизвестным признается товарный знак, который в результате долгого использования стал широко известен на территории России. Правовая охрана обозначения является бессрочной. В качестве примера общеизвестных торговых марок можно привести такие бренды, как: “Лукойл”, “Lipton”, “Intel”, “LADA”, “TIFFANY”, “NESCAFE”, “Maggi”, “Коркунов”, “Nesquik” и другие.
Признание торговой марки общеизвестной влечет за собой весьма солидную прибыль. Но, несмотря на кажущуюся доступность, не каждый бренд может быть признан известным. Так, например, владельцам ОАО “MTC” (“Мобильные телесистемы”) и бренда “Я” (популярные соки) было отказано в признании общеизвестности.