Порядок оформления операций с наличными деньгами вызывает много споров, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Как индивидуальным предпринимателям избежать неприятностей с кассой? Разъяснения вышли на сайте buhgalteria.ru.
Кассовая дисциплина для индивидуальных предпринимателей
С организациями все понятно: для ведения операций с наличностью каждое предприятие должно иметь кассу, вести кассовую книгу, хранить свободные денежные средства в банках. Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 (далее – Порядок). Чтобы вести кассовые операции, предприятия должны использовать унифицированные формы, которые установлены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Одной из этих форм в том числе является кассовая книга (КО-4). В пункте 2 данного постановления указано, что унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций распространяются на юридических лиц всех форм собственности. Обратите внимание: именно на юридических лиц, а не физических, которыми являются индивидуальные предприниматели. Так, в статье 11 НК РФ указано, что «индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…». Поэтому действующий порядок ведения кассовых операций обязателен для организаций и не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
Что объединяет индивидуальных предпринимателей независимо от выбранной системы налогообложения? Они могут работать как у себя дома, так и в арендованном помещении. На свои личные средства ИП покупает товары, платит за аренду офиса, за квартиру, в которой живет, покупает все необходимое для личной жизни и т. д. То есть у него нет разграничения имущества и денежных средств на личное и предпринимательское. Поэтому нельзя обязать предпринимателя сдавать все наличные денежные средства в банк. Кроме того, по своим обязательствам он отвечает всем своим имуществом и деньгами, полученными независимо от источника и вида деятельности. Главное для ИП – вовремя и в полном объеме платить налоги.
Возникает вопрос: как же быть предпринимателю с наличными денежными средствами, которые лежат у него в одном общем кошельке и предусмотрены как для личной жизни, так и для деловой? Как отразить движение наличных денежных средств?
Как учитывать деньги
Если ИП в процессе своей работы использует кассовый аппарат, кассир обязан вести книгу кассира-операциониста, поскольку именно она является неотъемлемой частью работы с контрольно-кассовой техникой. В этой книге указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Заверяется документ в налоговом органе. Поскольку индивидуальный предприниматель не ведет бухгалтерский учет, то движения средств ведется в книге доходов и расходов, которые отличаются при ОСНО и УСН. А при ЕНВД книгу можно вообще не вести.
Таким образом, именно эти документы – книга кассира-операциониста и книга учета доходов и расходов – являются определяющими в деятельности индивидуального предпринимателя в части отражения движения наличных денежных средств, а не кассовая книга.
Книга по требованию
Что касается банков, то они требуют устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе, поскольку приравнивают ИП к организации. Следовательно, по требованию банка, предприниматели, как и организации, должны иметь в кассе установленный банком лимит денежных средств, а суммы сверх лимита сдавать в кредитную организацию. Поэтому и требуют кассовую книгу, в которой отражается поступление и выдача наличных денежных средств. Но только в банках почему-то «забывают», что личные деньги предпринимателя не отделены от предпринимательских. Ограничений на их трату законодательством не установлено.
Банк предписывает рассчитываться с поставщиками и подрядчиками в безналичном порядке, так как одна из основных задач Центробанка – сокращение наличных расчетов, которые отражаются в кассовой книге организации, и увеличение безналичных расчетов в хозяйственной деятельности компаний. Но это не всегда возможно в работе ИП.
Налоговые инспекции иногда требуют предъявить кассовую книгу, например, при снятии с налогового учета, а также при проверке финансовой отчетности. Сотрудники инспекций, так же как и работники кредитных учреждений, предполагают, что деятельность ИП должна регулироваться теми же законами, что и работа юрлиц. Настаивая на предъявлении кассовой книги, налоговики часто напоминают об ответственности и штрафах, которые могут за этим последовать. Да, предприниматель несет ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций, но только если выручка не прошла по кассе и покупателю не выдан кассовый чек за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой техники. К ведению кассовой книги это не имеет никакого отношения.
Бесконфликтные ИП
Напоследок несколько рекомендаций, которые помогут аргументировано отстаивать свою позицию с представителями налоговых органов, банков, а может быть, и в суде.
Во-первых, порядок ведения кассовых операций не предусматривает обязанности для ИП, применяющих специальные налоговые режимы, вести кассовую книгу. Это указано в следующих документах: в письме МНС РФ от 15 сентября 2004 года № 33-0-11/581, в письмах УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 09-24/20635 и от 11 апреля 2006 г. № 09-24/28313@, а также в письме Минфина РФ от 2 марта 2011 г. № 03-01-10/1-15.
Во-вторых, порядок ведения кассовых операций прописан для юридических лиц, а значит, формы кассовых документов утверждены для организаций. Большинство судов также считает, что предприниматели не обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций, в том числе вести кассовую книгу. Президиум ВАС РФ в постановлении от 29 июня 2010 г. № 1411/10 также пришел к выводу, что Порядок предназначен только для юрлиц и не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
В-третьих, у ИП не всегда есть возможность оборудовать кассу, так как место жительства бизнесмена может быть его офисом. Его имущество нельзя разделить, как нельзя разделить его денежные средства на личные и предпринимательские.
В-четвертых, письма Центробанка не являются нормативными актами, а значит перед тем как исполнять требования банка, убедитесь в правомочности этих документов.
И последнее: чтобы быть уверенным в правоте своих действий и чтобы долго и плодотворно сотрудничать с банком и налоговой инспекцией, нужно стараться своевременно прояснять с сотрудниками вышеуказанных организаций все непонятные моменты, возникающие в ходе работы.
Марина Яковлева
Лучший способ жить в экологически чистом месте – купить коттедж в пригороде. Коттедж поможет приобрести сайт ariden.ru.