Законопроект об отмене ЕНВД вызывает жгучий интерес бизнес-сообщества. По данным статистики ФНС России за 2009 год этот режим налогообложения применяют более половины представителей малого и среднего бизнеса в стране. Конечно, этих людей не может не волновать ситуация с предположительным изменениям их статуса налогоплательщика и, уж тем более, вполне возможным увеличением налоговой нагрузки. Что именно предлагает государство в качестве замены ЕНВД и как продвигается работа над законопроектом об отмене ЕНВД, мы говорим с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым.
Недавно вы начали рассматривать законопроект о патентной системе налогообложения. В то же время с января 2014 года предлагается полностью отказаться от ЕНВД. Почему законодатели пришли к мысли об отмене ЕНВД?
Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты РФ и признании утративших силу некоторых законодательных актов РФ». Целью этого закона является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения ИП. Документом, в частности, предлагается выделить в отдельную главу НК РФ «Патентная система налогообложения», упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. При этом с 1 января 2014 года из него будет исключен такой налоговый режим, как ЕНВД. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Идея заменить ЕНВД патентной системой давно обсуждается в правительстве и в бизнес-структурах. Что такое патентная система, знают индивидуальные предприниматели, работающие по УСН. За последние три года их количество, по данным налоговой статистики, выросло в три раза. Их может стать намного больше, если будут приняты соответствующие поправки в НК РФ.
Пока большинство предпринимателей воспринимают отмену ЕНВД негативно. Можете ли вы как-то защитить этот законопроект? В чем его плюсы для бизнеса?
Для малого бизнеса замена ЕНВД на упрощенную систему налогообложения и патент, как считает большинство экспертов, это хорошая идея, поскольку речь идет о дальнейшем упрощении. Однозначно хорошей идеей аналитики называют введение патентов, потому что удобно платить единую фиксированную сумму. Мы считаем, что перевод малого бизнеса на патентную систему эффективнее и проще, как с точки зрения налогового администрирования, так и по части стимулирования его развития и роста.
Как именно будет осуществляться переход с ЕНВД на патенты?
Законопроектом предусматривается постепенное сокращение сферы применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
С 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, исключаются: розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту торговли; то же самое — по общественному питанию. По указанным видам предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 года устанавливается ограничение по среднесписочной численности работников в размере 50 человек.
По сравнению с действующим перечнем (69 видов деятельности) общий реестр видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их укрупнения. При этом сюда включен ряд новых видов бизнеса (например, химическая чистка, крашение и услуги прачечных, оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом, услуги по прокату, экскурсионное обслуживание, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров, а также без торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети).
При применении патентной системы налогообложения ИП вправе привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период 10 человек.
Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального их размеров (500 тыс. руб.). Минимальный и максимальный размеры потенциально возможного годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
Видимо, это не окончательный вариант закона?
Все эти установки, прописанные в пояснительной записке законопроекта, будут тщательно анализироваться, дополняться и уточняться в ходе работы над первым и вторым чтением. К участию в работе над законопроектом будут приглашены представители бизнеса и компетентные эксперты. Прежде чем закон получит окончательную силу, должны быть учтены все точки зрения заинтересованных сторон.
А если предприниматель не желает переходить на новую систему налогообложения?
Переход на патентную систему налогообложения осуществляется добровольно. Заявление на получение патента подается не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Налоговый орган обязан в пятидневный срок со дня получения заявления на получение патента выдать этот документ или уведомить бизнесмена об отказе. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя – на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Еще раз повторю, что налогоплательщики освобождаются от представления декларации в налоговые органы. Они смогут самостоятельно вести учет доходов в специальной учетной книге, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента. Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, подоходный налог (речь идет об НДФЛ – примеч. ред.) и НДС, кроме НДС на импорт.
Когда начнется рассмотрение этого законопроекта в первом чтении?
Документ направлен на экспертизу в Правительство РФ, в структуры, связанные с торговлей, бизнесом и экономикой страны. Его разослали для ознакомления и в регионы. На все эти процедуры потребуется несколько месяцев. Приблизительно в мае июне депутаты и эксперты комитета начнут готовить его, с учетом всех поступивших замечаний и дополнений, к первому чтению.
Какие еще законопроекты вы могли бы выделить из тех, которые рассматриваются сейчас?
Говоря о текущих законопроектах, которые сегодня находятся в портфеле комитета, отмечу прежде всего те, которые призваны создать благоприятные условия для налогоплательщиков, занятых в инновационных сферах производства. В данном случае этим задачам отвечает проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Это важный закон, который создаст благоприятные налоговые условия для осуществления инновационной деятельности в стране. Организации, которые эффективно используют новейшее технологическое оборудование, получат льготы по налогу на имущество сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Законопроект, который в ближайшее время будет принят Госдумой во втором и третьем чтениях, направлен на совершенствование порядка учета расходов на научно исследовательские работы, при исчислении налога на прибыль организаций. В настоящее время неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями Минфина, которые не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения. Для устранения данного недостатка предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в Налоговом кодексе, и определить перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право на основании утвержденных им программ самостоятельно принимать решение о создании резерва расходов на НИОКР, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения.
Также напомню, что в целях усовершенствования порядка амортизации нематериальных активов и создания условий, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение результатов такой деятельности, в конце прошлого года принят закон, предусматривающий сокращение сроков амортизации нематериальных активов. Речь идет об исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, микросхемы, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау). Теперь срок амортизации по этим активам, имеющим большое значение для развития научно-технической и инновационной деятельности, будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет. Закон будет способствовать развитию научно-технической и инновационной деятельности, коммерциализации ее результатов, приобретению и внедрению новых технологий путем использования нематериальных активов в хозяйственном обороте. Предусмотрено и освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность.
Кроме этого, законом устанавливается освобождение от налога на прибыль и налога на доходы физических лиц доходов, получаемых от реализации долей участия в уставном капитале и акций российских организаций высокотехнологичного, инновационного сектора экономики, при условии, что на дату реализации они непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет.
Журнал “Современный Предприниматель” № 5/2011