Новые правила работы с наличностью

С 1 января Центральный банк России изменил порядок ведения кассовых операций. Причем вести кассу теперь должны не только компании, но и индивидуальные предприниматели.

Для тех, кто на упрощенке

Порядок ведения кассовых операций един для всех компаний. А теперь его должны соблюдать и предприниматели.

Новое Положение ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее – Положение) Минюст России зарегистрировал в конце ноября. И сразу же новый документ стал предметом острых дискуссий. Все потому, что организациям стало работать проще, а индивидуальным предпринимателям, наоборот, сложнее.

Самые важные изменения в правилах ведения кассы

Специально оборудовать кассовые комнаты больше не нужно. До 2012 года каждая компания, которая работала с наличными деньгами, должна была иметь изолированную и укрепленную кассовую комнату. Выполнить это требование было трудно, а порой и просто невозможно. И контролеры штрафовали провинившихся по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

И вот отличная новость: новое Положение вообще никаких требований к обустройству кассы не предъявляет. Более того, выбор места, где компания будет производить наличные расчеты, полностью оставлен на усмотрение ее руководства (п. 1.2 Положения). То есть кассой может быть и отдельная комната, и бухгалтерия, и кабинет руководителя. Более того, не требуется, чтобы касса вообще располагалась в каком-то помещении. Например, Положение не запрещает разместить ее, скажем, в автомобиле.

Руководство компании само определяет, как и где оборудовать кассу и как обеспечивать ее безопасность. Руководство само определяет перечень мер для защиты кассы компании и сохранности наличности, о чем сказано в пункте 1.11 Положения. Так что с нового года нет необходимости оборудовать в офисе маленькую крепость, чтобы, например, раз в месяц выдавать под отчет сотрудникам пару тысяч рублей. Порядок и сроки проверок наличия денег в кассе также устанавливает руководитель компании.

Лимит остатка денег в кассе руководитель устанавливает сам – еще одно поистине революционное изменение. Отныне компаниям предоставлена возможность самостоятельно устанавливать объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано. Руководитель просто издает в произвольной форме соответствующее распоряжение. Более того, от компании не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы: документ хранится в компании.

Отметим, что до конца 2011 года некоторые банки по-прежнему рассылали компаниям стандартные бланки по форме 0408020 с предложением рассчитать лимит на будущий год и предоставить его для утверждения. Возможно, вы не захотели ссориться с обслуживающим банком и выполнили его просьбу. Но это не освобождает вас от необходимости рассчитать лимит по новым правилам.

Вопрос о проверках кассовой дисциплины остается открытым

Один из главных вопросов, связанных с введением нового кассового порядка: кто с нового года уполномочен проверять соблюдение компаниями кассовой дисциплины? Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 года № 14-П возлагало эту обязанность на банки. Но в середине декабря Указанием ЦБ РФ от 13 декабря 2012 г. № 2750-У Положение № 14-П было отменено, равно как и старый порядок ведения кассовых операций.

В итоге на момент подготовки этого номера «Главбуха» оказалось, что контролировать новый кассовый порядок не уполномочен ни один государственный орган. Впрочем, рано или поздно контролера назначат. Поэтому лучше и сейчас следовать всем правилам. Ведь ответственность за нарушение кассовой дисциплины с коммерсантов никто не снимал. Кстати, напомним, санкции прописаны в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Индивидуальные предприниматели ведут кассу наравне с организациями, предупреждает “Главбух”. Новый кассовый порядок в полной мере распространяется и на предпринимателей. Об это сказано в пункте 1.1 Положения. Даже если предприниматель трудится в одиночку и сам получает выручку в офисах у клиентов, он должен вести кассовую книгу, следить за остатком кассы и сдавать сверхлимитную выручку в банк.

Индивидуальный предприниматель вправе потратить доход, полученный от бизнеса, сразу же на личные нужды.

Комментирует Татьяна Кулаевская, заместитель руководителя департамента налогового консалтинга АКГ «МЭФ-Аудит»:

Индивидуальный предприниматель – это физлицо, и вся выручка, которую он получает от своей деятельности, сразу становится его личными средствами. В том числе и наличные деньги. Ими он может распоряжаться по своему усмотрению, если это не связано с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ). Если он хочет немедленно потратить полученный доход, например, на нужды домохозяйства, нельзя запретить ему это сделать. И предварительно сдавать эти деньги в банк не нужно. Кстати, у предпринимателя может и вовсе не быть банковского счета, если он ведет наличные расчеты в разрешенных объемах – не более 100 тысяч рублей в рамках одного договора (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Закон не обязывает предпринимателя открывать счета в банках.

Скорее всего, составители нового Положения имели в виду тех предпринимателей, у которых есть наемные работники и множество точек, в которые поступает наличная выручка. Например, несколько магазинов. Кассовый порядок для таких коммерсантов обретает смысл, позволяя регламентировать работу с наличными деньгами без постоянного личного участия.

Но как быть тем, кто с одной стороны, не хочет нести свои деньги в банк, а с другой – подставляться перед проверяющими, не сдавая сверхлимитную выручку на расчетный счет? Да почти также, как действуют организации, на время выдавая излишек из кассы под отчет своим сотрудникам.

Если предприниматель ведет кассовые операции в полном соответствии с новым Положением и однажды обнаруживает, что в его кассе наметился нежелательный остаток, он оформляет расходный ордер на самого себя с формулировкой «Передача предпринимателю дохода от текущей деятельности». В результате «излишек» денег покинет кассу предпринимателя. И перекочует в его личный карман, который кассой не является. При этом по существу даже не возникает расхода: лишь перемещаются личные деньги гражданина.

С 2012 года предприниматели ведут кассовые операции так же, как и компании.

Если впоследствии потребуется кассу пополнить, сделать это можно с помощью «приходника» с основанием «Пополнение предпринимателем кассы для текущей деятельности». Конечно, составление кассовых ордеров для самого себя выгладит несколько странно. Но это, с одной стороны, законом не запрещено, а с другой – позволяет предпринимателю выполнить требования нового кассового порядка.

Главное, о чем важно помнить:

  • Лимит остатка кассы с 1 января 2012 года компании устанавливают самостоятельно.
  • С нового года не требуется специально оборудовать и укреплять кассовые помещения.
  • Теперь индивидуальные предприниматели должны вести кассовые операции наравне с организациями.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.