Главное изменение, о котором начали говорить еще до принятия Закона N 379-ФЗ, которым внесены поправки почти во все “страховые” законы, – это одновременное уменьшение и увеличение тарифов обязательных страховых взносов. С одной стороны, законодатель существенно – с 26 до 20% – снизил совокупный тариф для упрощенцев, имеющих право на применение льготных тарифов. На 4% был понижен тариф пенсионных взносов, уплачиваемых работодателями, не имеющими каких-либо льгот, с начислений работникам, не превышающих предельную величину базы по взносам.
А с другой стороны, этих же работодателей обязали начислять и уплачивать пенсионные взносы с выплат, превышающих предельную базу. На 2012 год она составит 512 000 рублей. С выплат больше этой суммы придется начислять взносы по тарифу 10%. Кстати, еще до того как было принято Постановление Правительства, установившее новую, теперь уже не совсем предельную базу для начисления взносов, эти 512 000 рублей появились в пояснительной записке к проекту закона о бюджете ФСС на 2012-2014 годы. Как говорилось в записке, все расчеты в проекте были произведены исходя из того, что предельная база для начисления взносов составит:
- в 2012 году – 512 000 рублей
- в 2013 году – 573 000 рублей
- в 2014 году – 641 000 рублей.
А, как вы знаете, предельная база для начисления взносов, которая в 2011 году составила 463 000 рублей, индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. Таким образом, наши законотворцы уже предвидят, что через 2 года средняя зарплата в стране вырастет на 38% (641 000 руб. / 463 000 руб.). Может быть, это хоть в кого-то вселяет оптимизм.
Причем если сейчас пенсионные взносы распределяются на страховую и накопительную часть, то с 2012 года это распределение усложнится. Тот кусочек взносов, который идет на финансирование страховой части пенсии, будет распределен на индивидуальную и солидарную части. Также на солидарную часть пойдут и взносы, которые будут начисляться с выплат, превышающих 512 000 рублей за 2012 год, по ставке 10%. Причем сумма “солидарных” взносов не будет влиять на величину будущей пенсии работника. За счет солидарной части тарифа страховых взносов будут финансироваться:
- выплаты трудовых пенсий в фиксированном базовом размере;
- выплаты социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
- иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании, не связанные с формированием пенсионных накоплений. Среди них Закон N 167-ФЗ называет и финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, включая содержание его органов. То есть 10 процентов, которые работодатели уплатят с зарплат высокооплачиваемых работников, пойдут, в числе прочего, и на нужды ПФР.
Как видите, если вы – упрощенец, имеющий право на льготу, то для вас тарифы взносов действительно понижены. Также выиграют или, по крайней мере, не проиграют от нововведений те, кто большинству работников платит не больше 550 200 рублей в год (463 000 руб. х 34% = 157 420 руб.; (157 420 руб. – 512 000 руб. х 30%) / 10% + 512 000 руб. = 550 200 руб.) (45 850 рублей (550 200 руб. / 12 мес.) в месяц). Поскольку если годовая зарплата работника составляет 550 200 рублей, то суммы взносов, которые вы заплатили за него в 2011 году и которые заплатите в 2012 году, будут равны и составят 157 420 рублей (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).
А вот для работодателей, которые платят своим работникам большие зарплаты, эти игры с тарифами ничего, кроме увеличения нагрузки на фонд заработной платы, не сулят. Им придется проявить солидарность и поучаствовать в латании дыр в бюджете Пенсионного фонда.
Не повезло и работодателям, привлекающим для работы мигрантов, не имеющих ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство. Несмотря на все сложности, связанные с легальным трудоустройством таких граждан, многие шли на это, чтобы сэкономить на страховых взносах. Ведь с зарплат временно пребывающих мигрантов платились лишь взносы на “несчастное” страхование. Так что экономия получалась существенная. Однако с 2012 года экономить на таких работниках не получится. На их зарплату тоже придется начислять пенсионные взносы, поскольку они будут считаться застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Исключений только два – это временно пребывающие иностранцы:
- высококвалифицированные специалисты. Напомню, что для обычной коммерческой организации – это иностранец, которому вы готовы платить годовую зарплату не меньше 2 миллионов рублей;
- работающие по трудовому договору, заключенному на срок менее 6 месяцев.
Многие уже решили, что последнее исключение – удобный способ обойти требования Закона. Но это исключение – не лазейка для желающих сэкономить, а, скорее, сыр в мышеловке. Ведь перечень случаев, когда с работником может быть заключен срочный трудовой договор, закрыт. Поэтому при проверках специалисты ПФР наверняка будут доначислять взносы тем, кто заключает с мигрантами краткосрочные трудовые договоры, когда оснований для этого нет. Основания для заключения срочного трудового договора установлены статьей 59 ТК, и их не так уж и много.
Причем в части пенсионных взносов Закон уравнял временно пребывающих и временно проживающих иностранцев. То есть если у вас есть работники с разрешением на временное проживание, то с нового года вы должны платить за них пенсионные взносы по-новому. Но по каким тарифам платить взносы и за временно проживающих, и за временно пребывающих мигрантов – это большой вопрос…
Буквально в Законе сказано, что за них взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения. Но, во-первых, у нас нет тарифов, которые были бы установлены специально для граждан РФ. Тарифы взносов вообще устанавливаются для страхователей. Во-вторых, тот “кусочек” взносов, который идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, всегда зависит от возраста работника. Вы это видели в таблицах. Например, если у работодателя нет льгот, то за работника 1960 года рождения он заплатит на страховую часть пенсии взносы по тарифу:
- 22% с выплат, не превышающих 512 000 рублей в год;
- 10% с выплат, превышающих 512 000 рублей в год.
А за работника 1980 года рождения – по тарифу:
- 16% с выплат, не превышающих 512 000 рублей в год;
- 10% с выплат, превышающих эту сумму.
Ладно, будем считать, что эти тарифы установлены именно для граждан РФ. Ну и по какому из них платить взносы за “временных” иностранцев? Догадываюсь, что в скором времени нам разъяснят, что по большему. Но разъяснениями этот пробел не закроешь, тут нужно в Закон поправки вносить.
Следующая несуразица. Временно проживающие иностранцы по общему правилу признаны застрахованными. Но когда их уравнивали в тарифах с временно пребывающими, об этом забыли. В результате пунктом 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ тариф для временно проживающих высококвалифицированных специалистов не установлен. Не поможет и пункт 1 этой статьи, так как им установлен тариф только для постоянно проживающих иностранцев. Хотя понятно, что если вы не хотите споров с Пенсионным фондом, платить взносы за временно проживающих топ-мигрантов нужно как за постоянно проживающих.
Но и это еще не все. Как вы понимаете, обязывая работодателя платить взносы за “временных” иностранцев, государство абсолютно не собиралось платить им пенсии. Поэтому по Закону о трудовых пенсиях такие мигранты у нас по-прежнему права на пенсию не имеют. При этом Закон об обязательном пенсионном страховании, как и прежде, декларирует право каждого застрахованного лица без исключения своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение, включая и пенсию за счет средств ПФР. Думаю, не будь нашего законодателя, никто бы и не узнал о существовании личного страхования, в котором есть застрахованное лицо (работник), страховщик (ПФР), страхователь (работодатель) и страховая премия (взносы), но ни у кого нет права на получение страховой суммы (пенсии). Чудо!
“Главная книга.Конференц-зал” 2012, № 01