Родня в бизнесе: одни минусы

Родня в бизнесе

Устроить друга или родственника к себе на работу «по блату» – что может быть проще? Сохранить здоровый климат в коллективе и не сойти с ума от недальновидного решения – что может быть сложнее?

Сегодня для вас статья Максима Долгорукова, написанная для конкурса «Большая игра-2014».

Работая на различных предприятиях, я часто замечал, что наличие родственников или даже целых семей в одной организации (и госучреждениях) — явление совершенно нормальное. На одном из заводов на собрании для новых сотрудников девушка из модного сейчас «отдела развития» гордо всем объявила, что «у нас есть целые династии и их появление поощряется на уровне высшего руководства». Постановка проблемы

В этой статье мне хотелось бы поставить окончательную точку в спорах по вопросу: совместимы ли родственники (друзья) и бизнес. А если да, то в каких пределах и когда, приведя логическое обоснование и практические примеры из своей карьеры по этой теме.

Несоответствие квалификации и должности

Если мы берем человека «по блату», то получается, что не человек подбирается под рабочее место, а место под человека. Стоит ли говорить, что если при целенаправленном поиске не всегда удается найти подходящий кадр, то уж при таком «трудоустройстве» о совпадении говорить вообще не приходится. Бардак в организации прямо пропорционален количеству таких вот «кандидатов». Нарушенная управляемость

Представьте, как вы приказываете маме, сестре или лучшему другу командным тоном: «Ваня, быстро сюда, делай то, бери это!». Представили? Приятные ощущения? А у него? Думаю «нет» у вас обоих. А как вы думаете, почему? А потому что друзьям не приказывают, их просят и с ними договариваются. Да и вообще дружба — вещь взаимная и предполагает отношения на равных. В ситуации «руководитель – подчиненные» отношения всегда неравные и равными быть не могут в принципе. Вот здесь-то и кроется основная сложность работы с близкими людьми: им невозможно приказать. А если человеку невозможно приказать, то какой из него подчиненный? Это самостоятельный индивидуум со своим независимым мышлением и центром принятия решения: «Так…. Это я делать буду завтра, а это вообще можно не делать, ну а здесь Кольке скажу, что это нереально. Он меня поймет». Про нормальное текущее управление своим родственником-сотрудником можете забыть в принципе.

Расшатывание внутрифирменных отношений

Ваш друг-сотрудник – это обычный человек. Рано или поздно, но он входит в коллектив, заводит новых друзей, начинает со всеми общаться. К нему, как к новичку, все проявляют интерес. А как вы думаете, что ваших сотрудников может интересовать у него, кроме его самого? Конечно, ваша личная жизнь, ведь вы с ним знакомы чуть ли не с детства и при умелом подходе уже через несколько дней вся информация о вашем прошлом, настоящем и планы на будущее станет достоянием общественности.

При этом для вашего нового сотрудника в этом нет ничего зазорного, ведь для него вы все тот же «Колька», с которым он крутил кошкам хвосты и вел войну с дворовыми бабками, а сколько разных ваших выходок может вспомнить! И если у вас было бурное прошлое со множеством веселых подробностей, то оно может послужить интересной темой для юмористических посиделок в офисе. Как вы понимаете, в такой ситуации отношение к вам, как к руководителю может пострадать. Поставить на место зарвавшегося сотрудника? Забудьте! Это же ваш лучший друг и вы не в силах ему приказать. Наорать на него нельзя, поставить на место нельзя, а увольнение приведет к тому, что вы потеряете как друга, так и работника.

Такая же ситуация может случиться, когда в организации один сотрудник привел другого. И они оба равны по должности.

Перехват управления. Или марионеточный руководитель и родственник-кукловод

На практике встречалось несколько раз и всегда проходило по одному и тому же сценарию. Есть некий директор или руководитель средней руки, который является формальным начальником. И есть «серый кардинал», обладающий реальной властью. Второй ведет очень тонкую игру – все почести, награды и публичное признание он безраздельно передает своему бесхребетному собрату, а власть концентрирует в своих руках.

Обычно в роли «серых кардиналов» выступают волевые женщины: жены или близкие подруги руководителя. В ход идет манипуляция: «Разве я пожелаю тебе зла? Я все сделаю в лучшем виде. Я тебе помогу решить вот там и вот здесь». Кроме этого, подопытному делают прививку от непослушания: «Ты слушай только меня, все остальные — злые языки. Только я тебя понимаю». И наш Алеша отсекает от себя критику, идущую изо всех щелей.

Как правило, женщина при наличии сильного пыла и воли очень импульсивна и, не имея системного бизнес-мышления, начинает ворочать как ей «кажется». В итоге, решение одной проблемы приводит к появлению еще нескольких, также, как правило, появляются любимчики (зачастую несоответствующих своей должности), поиск крайних, охота на ведьм, нелогичные нововведения и, как следствие, умножение неразберихи. Ущерб здесь прямо пропорционален должности «подменяемого».

Униформа для персонала – это лицо вашего бизнеса, отражение стиля компании, повод для гордости за причастность к компании. Текстиль-бюро “ФИФА” сошьет уникальную униформу для ваших сотрудников, трудиться в которой будет удобно и приятно.

Семейная «взаимопомощь». Или мне нужно устроить моего мальчика

Рано или поздно, но вопрос с трудоустройством детей встает перед каждым родителем. Ну а куда его проще всего пристроить, как не к себе на предприятие, особенно, если ты — начальник какого-нибудь отдела. Но для того, чтобы устроить мальчика, необходимо ввести новую ставку, а если это сделать нельзя, то кого-нибудь убрать или сделать так, чтобы человеку стало невмоготу и он сам ушел…. Этим человеком может оказаться любой ваш сотрудник. Что же здесь плохого? Все!

  1. Убирается сотрудник, который уже профессионально подготовлен, и его не надо учить. Он продержался уже несколько лет, значит, вероятность того, что он уйдет сам или не подойдет фирме – минимальна.
  2. Вместо него вы получаете двухлетний инвест-проект, которого нужно учить, платить ему зарплату (пока ни за что особенное), а также неуправляемую единицу, всю расхлябанность которой будет прикрывать мама, папа или бабушка.
  3. Авторитет начальника-протеже в глазах подчиненных, как беспредельщика, в этом случае сильно падает, соответственно, упадет и управляемость. Тут же будет и камень в ваш огород: вы просмотрели хитрый ход своего подчиненного.

Еще больше бед бывает, если «зеленого» ставят руководить людьми. Здесь бардак увеличивается многократно из-за наличия у него рычагов власти. Как продолжение этого случая может быть следующее. Внезапно «прикрытие» исчезает (на моей практике этому послужила смерть протеже). В этом случае наш «молодой ставленник» оказывается под перекрестным огнем всех орудий: с одной стороны у него плодится неразбериха «внизу» из-за неумения осуществлять оперативное управление и отсутствие лидерских качеств, с другой стороны, его давят «наверху» из-за отсутствия нужных результатов (а иногда и просто так). Тут же подскакивают те, кто не осмеливался открыть рот, когда было «прикрытие» и начинают мстить за давние обиды. Человек превращается в мальчика для битья и выполнения чужой работы. Подчиненные разделяют его участь.

Продолжение семейной взаимопомощи

Родственники, даже будучи на одинаковых должностях, никогда не упустят возможность друг другу помочь. Это часто касается «пристраиваемых» сотрудников. В этом случае нарушаются правила честной внутренней конкуренции между работниками. На моей практике был случай, когда мне нужно было переселиться в один кабинет с опытным сотрудником, чтобы тот помогал мне первое время на новой работе (да, и такое бывает). Так вот, один из коллег сделал так, что сел в этот кабинет не я, а его близкий человек (также, новый сотрудник).

Если вы – руководитель и ссоритесь с одним из родственников, то вы ссоритесь автоматически и со вторым. И уже подковерная борьба идет не один на один, а один против двух.

Аналогично: если стоит вопрос, чтобы уволить одного из сотрудников, будьте готовы к тому, что придется столкнуться с недовольством как первого, так и второго.

Примите наши проблемы. Или жена и муж в одной организации

Как вы думаете, почему люди при разводе разъезжаются? Наверно, чтобы друг друга не видеть. Так ведь? А вот теперь представьте, что у вас на работе произошел развод у двух сотрудников! Каково им будет встречаться каждый день на одной рабочей площади? На моей практике это был всего лишь неудачный роман, а после – косые взгляды в сторону друг друга с игнорированием и нежеланием вспоминать прошлое. Вот вам еще один очаг конфликта. Не исключено, что один из сотрудников рано или поздно уволится. Вам нужна головная боль с разбором их ругани или поиском и обучением нового человека?

Еще хуже дело обстоит, когда муж и жена – соучредители. В этом случае под угрозу ставится будущее всей организации.

Вариации на тему

  1. Если вы ставите сотрудника в середину иерархической лестницы между руководителем и подчиненным, которые находятся в родственных связях, то вы, фактически, заковываете человека в тиски. Этот несчастный, как мученик на адском огне, будет метаться между вольготно чувствующим себя подчиненным и вышестоящим руководителем, который будет ждать результатов, но и сынка не позволит «перегрузить». Он для него – «святое».
  2. Еще одна ситуация. Непосредственный руководитель сотрудника является родственником или близким другом собственника бизнеса. Здесь наш сотрудник превращается в бесправную личность. Его руководитель работать не будет вообще, а все шишки упадут именно на сотрудника.
  3. Если вы организуете бизнес с друзьями и в равных долях, то вы обречены на провал. Хорошей иллюстрацией является поговорка: «Два медведя в одной берлоге не уживутся». Только представьте, как могут договориться, даже по пустяковому вопросу, люди, когда у каждого из них свои приоритеты, своя «картина мира» и равная власть? Три и более равноправных руководителя — это еще большая «засада». Зачастую начинаются взаимные упреки в том, кто больше работает и кто больше пользы приносит. На моей практике такой союз продержался четыре месяца и бесславно закончился, несмотря на то, что первые два вида проблем нам кое-как удавалось держать в узде. Причиной послужило отсутствие коммерческого опыта. Кстати, дружба потеряна не была (про такой ход событий я успел прочитать в книге Константина Бакшта «Как загубить собственный бизнес» и успел подготовиться).
  4. Родственникам намного проще организовывать аферы. К примеру, один бухгалтер, другой — коммерсант. Первый незаслуженно выписывает командировочные деньги на второго. Либо специально завышает зарплату сотруднику, только потому, что это – его родственник. Вам не хватает других проблем, кроме как ловить ловкачей за руку?
  5. И последнее, скорее смешное. К примеру, мама и дочь работают в одной фирме. Бывает, что первая начинает сватать вторую за неженатых молодых людей, и пользуясь своим положением, может начать давить.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что близкие отношения и бизнес совместимы так же, как огонь и вода. А появление родственников в организации сродни появлению злокачественной опухоли: сначала появилась одна точка, потом метастаза, потом еще две. Ну а если вы действительно – опытный и волевой руководитель, то родственники вам просто не нужны: вы можете руководить любыми людьми и в любой ситуации.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.