Что изменилось в налоговом кодексе?

В конце прошедшего года был принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ (далее — Закон № 395-ФЗ), который внес немаловажные поправки во вторую часть Налогового кодекса. Разберемся в нововведениях. Они коснулись налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц в части налогообложения доходов, полученных от ценных бумаг. В главе 25 Налогового кодекса появились две новые статьи, которые устанавливают нулевые ставки для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, а также льготное налогообложение операций с акциями ОАО и долями в уставном капитале организаций.

Льгот по НДС стало больше

Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» в Налоговый кодекс была введена отдельная статья 145.1 по освобождению от налога на добавленную стоимость организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Закон № 395-ФЗ вносит изменения в механизм получения участником проекта освобождения по НДС.

Первоначально предполагалось, что письменное уведомление с пакетом документов направляется в налоговый орган не позднее 20-го числа первого месяца налогового периода (квартала), начиная с которого участник проекта использует право на освобождение. Предыдущим порядком неясно трактовался момент, начиная с которого организация могла воспользоваться льготой. Предусматривалось, что право на освобождение могло возникнуть только с начала налогового периода (квартала).

С 1 декабря 2010 года уведомление с документами можно направить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение. Внесенная поправка существенно изменила ситуацию, тем более что теперь льгота возникает с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором получен статус участника проекта (часть 1 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Покажем на примере, как изменилась ситуация.

Пример

ООО «Старт» 14 февраля 2011 года получеило статус участника инновационного проекта «Сколково».

Согласно редакции статьи 145.1 Налогового кодекса до вступления в силу поправок, внесенных законом, ООО «Старт» мог бы получить освобождение по НДС только со II квартала 2011 года, подав заявление до 20 апреля 2011 года, так как в I квартале подать уведомление до 20 января ему не представлялось возможным.

В новой редакции статьи 145.1 Налогового кодекса у ООО «Старт» право на освобождение возникает с 1 марта 2011 года. Уведомление необходимо подать также до 20 апреля 2011 года. Но в новых условиях ООО «Старт» получает освобождение (частично) уже с I квартала текущего года.

Обратите внимание: аналогичные сроки введены и по налогу на прибыль организаций с целью освобождения от обязанностей налогоплательщика участников проекта «Сколково» (подп. «б» часть 11 ст. 1 Закона № 395-ФЗ).

Помимо льгот для участников проекта «Сколково», с 1 апреля 2011 года не будут признаваться объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями и составляющего государственную (муниципальную) казну (часть 2 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Под данную «льготу» подпадает указанное имущество, выкупаемое в порядке, регламентированном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.

Кроме того, по-новому изложена льгота по реализации на территории РФ монет из драгоценных металлов. Как явствует из новой формулировки, «льготными» считаются монеты из драгметаллов, которые являются законным средством наличного платежа России или иностранного государства (часть 3 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Поэтому из формулировки, действующей с 1 апреля 2011 года, исключили понятие коллекционных монет, реализация которых не льготируется.

НДФЛ по операциям с ценными бумагами

Значительной корректировке подверглось положение о налогообложении ценных бумаг и иных финансовых инструментов срочных сделок (далее – ЦБ и ФИСС). Поправки внесены в 212, 214.1 и другие статьи Налогового кодекса.

Как известно, материальной выгодой от приобретения ценных бумаг признается превышение рыночной стоимости ЦБ над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. Теперь установлено, что материальная выгода в этом случае возникает на день совершения сделки с ценной бумагой (часть 4 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Данная норма распространяется на правоотношения всего прошедшего 2010 года.

При классификации налогового агента в целях исчисления налога по ЦБ расширен перечень договоров, на основании которых агент осуществляет данную деятельность. Как и прежде, налоговым агентом признается доверительный управляющий, брокер и иное лицо, осуществляющее налогооблагаемые операции с ценными бумагами в пользу налогоплательщика. Но только если операции осуществлены по договору поручения, комиссии, агентскому договору, договору доверительного управления и договору на брокерское обслуживание. Доходы, полученные на основании других договоров, налоговый агент не включает в базу по исчислению налога по операциям с ЦБ или ФИСС (абз. 3 подп. «ж» часть 5 ст. 1 Закона № 395-ФЗ).

Уточнен порядок определения налоговым агентом базы по операциям с ЦБ. К примеру, в базу налогового агента включаются не только доходы налогоплательщика (физического лица) по соответствующим операциям, но и его расходы.

Если же налогоплательщик произвел расходы по приобретению или хранению ЦБ независимо от налогового агента, то он должен написать заявление налоговому агенту и подтвердить свои расходы оригиналами или надлежащим образом заверенными копиями документов. Так как данная норма действует с 30 декабря 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1-го числа 2010 года, то налоговый агент должен учесть в налоговой базе за 2010 год самостоятельные расходы налогоплательщика при их надлежащем документальном подтверждении.

Кроме того, изменен порядок «работы» налогового агента с не удержанной с физического лица суммой налога по операциям с ценными бумагами. Если налог невозможно удержать полностью, то сначала агент определяет возможность его удержать. На удержание и перечисление налога ему дается один месяц после окончания налогового периода (календарного года).

Если же между агентом и налогоплательщиком прекращается последний договор, то удержать налог необходимо в день такого прекращения. В этом случае срок уплаты налога не будет привязан к окончанию года. При невозможности удержать налог (полностью или частично) агент в течение одного месяца с момента прекращения последнего договора должен письменно известить об этом налоговый орган.

По итогам года свод информации о невозможности удержать налог (как по прекращенным, так и по непрекращенным договорам) необходимо направить в налоговый орган до 1 марта следующего за отчетным года. Ранее такой нормы не существовало.

Помимо норм в отношении операций с ЦБ и ФИСС закреплена новая не облагаемая НДФЛ сумма дохода (часть 6 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Это доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, облагаемых по нулевой ставке в соответствии с новой статьей 284.2 Налогового кодекса.

Налог на прибыль

С 2011 года предусмотрено льготное налогообложение операций с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций (часть 18 ст. 1 Закона № 395-ФЗ).

Для применения нулевой ставки необходимо, чтобы выполнялось одно из условий:

- акции относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения этими акциями;

- акции, относящиеся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, в течение всего срока владения ими являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

- на момент приобретения акции являлись ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, а при реализации они относились к ЦБ, обращающимся на организованном рынке, и одновременно являлись акциями высокотехнологичного сектора экономики.

При всем этом налогоплательщик обязательно должен владеть рассматриваемыми акциями непрерывно в течение пяти лет.

Справка: порядок отнесения акций к высокотехнологичному сектору экономики будет принят дополнительно.

Кроме нулевой ставки для операций с акциями и долями в ООО налог на прибыль пополнился нулевой ставкой для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность.

Льготная деятельность будет закреплена в специальном Перечне деятельностей. К сведению, в него не войдет деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением.

Разумеется, для получения льготы необходимо одновременно выполнить ряд требований:

-наличие российской лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности;

- не менее 90 процентов доходов должна составлять профильная льготируемая деятельность и работы по НИОКР;

- не менее 50 процентов численности сертифицированного медицинского персонала непрерывно в течение года;

- не менее 15 работников в штате организации непрерывно в течение года;

- отсутствие операций с векселями и ФИСС в течение года.

Если в течение года хоть одно условие не будет выполняться, то организация обязана перейти на общую ставку по налогу на прибыль (20 процентов) и восстановить налог (авансовые платежи) и пени с начала года (п. 4 ст. 284.1 НК РФ).

Налоговики будут контролировать выполнение указанных выше требований на основании соответствующих сведений, которые организации будут обязаны представить вместе с годовой декларацией. Непредставление в срок такой информации также лишает организацию права на применение нулевой ставки и обязывает восстановить налог и уплатить пени (п. 6 ст. 284.1 НК РФ).

Отметим, что льгота для образовательных и медицинских организаций временная, она может применяться лишь до 1 января 2020 года (часть 6 ст. 5 Закона № 395-ФЗ).

Законом откорректирована льгота для участников проекта «Сколково». Теперь закреплен срок использования права участника проекта на освобождение от обязанностей налогоплательщика — 10 лет со дня получения соответствующего статуса (часть 11 ст. 1 Закона № 395-ФЗ).

Помимо льгот по налогу на прибыль Законом № 395-ФЗ установлен совершенно новый порядок определения срока полезного использования нематериальных активов (НМА).

Как известно, срок полезного использования НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства или из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности. Для тех объектов, по которым срок установить невозможно, он принимается равным 10 годам (п. 2 ст. 258 НК РФ).

Теперь для НМА налогоплательщик самостоятельно определяет срок его полезного использования, но не может установить менее двух лет (часть 12 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Это правило не распространяется на НМА в виде исключительного права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование. Не может оно применяться и к иным НМА, не перечисленным в пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса.

Небольшие поправки внесены для случаев реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), выручка от которой выражена в иностранной валюте. Сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации. А вот по авансам (задаткам) при применении метода начисления сумма выручки в части аванса (задатка) теперь должна определяться по официальному курсу Центробанка на дату их получения (части 14, 15, 20 ст. 1 Закона № 395-ФЗ).

Прочие поправки

Небольшие поправки внесены в правоотношения по спецрежимам. Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на такие расходы, как суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров в Россию. Законодатели дополнили учитываемые расходы и таможенными платежами при вывозе товаров из таможенной территории РФ (часть 23 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Ранее финансисты не разрешали учитывать в расходах такие затраты (письмо Минфина России от 2 февраля 2009 г. № 03-11-09/29).

По УСН разрешено включать в базу для исчисления единого налога такие расходы, как вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в СРО различного профиля (часть 24 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Так же как и по ЕСХН, данные затраты финансисты не позволяли включать в базу (письма Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/170, от 28 августа 2009 г. № 03-11-06/2/167).

Законом отменены льготы иностранным гражданам, прибывшим в Россию в период организации или проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, по уплате госпошлины за постановку на учет по месту пребывания и продление срока временного пребывания в Российской Федерации (п. 22 ст. 1 Закона № 395-ФЗ):

- заключившим трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором Олимпийских игр;

- волонтерам, привлекаемым организационным комитетом Олимпийских игр, заключившим гражданско-правовой договор с оргкомитетом;

- прибывшим в качестве временного персонала (ст. 10.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ).

Справка: для рассмотренных выше иностранных граждан сохраняется льгота по уплате госпошлины за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию, за выдачу и продление визы в период организации или проведения Олимпийских зимних игр.

Кроме того, теперь должны уплачивать госпошлину за продление срока разрешения на временное пребывание в России и те иностранные гражданине (лица без гражданства), которые прибыли с благотворительной деятельностью гуманитарной помощью либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника.

В новой редакции изложена льгота по земельному налогу для инвалидовв размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Ранее она закреплялась за инвалидами, имеющими III степень ограничения способности к трудовой деятельности и I и II группу инвалидности (установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности). Теперь льгота будет даваться всем инвалидам, имеющим I группу инвалидности, а также тем, которые имеют II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года (часть 25 ст. 1 Закона № 395-ФЗ). Однако, согласно Критериям установления групп инвалидности, III степень ограничения способности к трудовой деятельности соответствует I группе инвалидности (приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н). Поэтому практически льгота ни для кого не отменена.

И. Акиньшина, редактор-эксперт, журнал “Практическая бухгалтерия”

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Отправить коментарий

Я не робот.