В рамках договора поставки товара покупатель может возмещать продавцу стоимость услуг перевозчика. В подобной ситуации поставщик товара не вправе перевыставить покупателю счет-фактуру на транспортные услуги от имени перевозчика. А полученную компенсацию продавец должен включить в налоговую базу по НДС. К такому невыгодному для компаний выводу пришел Минфин России в письме от 22.10.2013 № 03-07-09/44156. Но судебная практика и другие разъяснения чиновников показывают, что возможны варианты.
Счет-фактура на компенсацию недопустим
Ситуация, которую рассмотрел Минфин России, не нова. Поставщик привлекает перевозчика для организации доставки товара покупателю и самостоятельно оплачивает услуги (провозной тариф, плату за привлечение вагонов для перевозки и вознаграждение за организацию использования привлеченных вагонов). По условиям договора поставки эти расходы поставщику возмещает покупатель.
Организация, на запрос которой чиновники ответили в комментируемом письме, обратила внимание на то, что законодательство не регулирует порядок выставления счетов-фактур поставщиком в рассматриваемой ситуации. В то же время существует четкое правило на случай, если посредник от своего имени приобретает услуги для заказчика. Из этого правила следует, что посредник должен перевыставить заказчику счет-фактуру на сумму приобретенных для него услуг. Причем в строке 1 «Продавец» счета-фактуры нужно указать не свое наименование, а наименование фактического продавца (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Может быть, и поставщик товара вправе поступить так же: оформить на транспортные услуги отдельный счет-фактуру, в котором в качестве продавца указать не себя, а перевозчика?
По мнению Минфина России, такое оформление счета-фактуры противоречит законодательству. Аргументация следующая. Счета-фактуры выставляются при реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). Транспортные услуги оказывает перевозчик, а не поставщик, поэтому последний не вправе выставлять счет-фактуру на их стоимость.
Безопасный подход
Но как же тогда оформлять счета-фактуры в данной ситуации? В комментируемом письме финансисты предложили следующий вариант. Продавец должен на сумму полученной компенсации оформить счет-фактуру в одном экземпляре (то есть только для себя) и зарегистрировать его в книге продаж. При этом «входной» НДС по транспортным услугам поставщик вправе принять к вычету на основании счета-фактуры, выставленного перевозчиком. Что касается покупателя, то при таком подходе он остается без вычета, ведь продавец не выставляет ему счет-фактуру.
Финансисты делают свой вывод исходя из подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговую базу по НДС необходимо увеличивать на суммы, полученные за реализованные товары либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров. Получается, что для поставщика компенсация транспортных расходов, перечисленная покупателем, как раз и является суммой, иначе связанной с оплатой товаров. А такие поступления оформляются счетом-фактурой в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж).
Но мы предложим еще один вариант, который не приведет к проблемам как у поставщика, так и у покупателя. Продавец и покупатель должны заключить посреднический договор. Поставщик будет в качестве агента от своего имени приобретать для принципала (то есть покупателя товаров) услуги по доставке и получать за это посредническое вознаграждение. В рамках такого договора поставщик вправе перевыставить покупателю счет-фактуру на транспортные услуги, указав в нем в качестве продавца перевозчика (то есть фактического исполнителя услуг). Поступить так ему позволяет формулировка подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры.
Чиновники не спорят с тем, что покупатель вправе по такому счету-фактуре принять НДС с транспортных услуг к вычету (письма Минфина России от 21.03.2013 № 03-07-09/8906, от 15.08.2012 № 03-07-11/299). При этом продавцу понадобится заплатить НДС не со всей стоимости транспортных услуг, а только со своего вознаграждения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Альтернатива
Что касается судебной практики, то арбитры не видят препятствий для того, чтобы продавец в рамках договора поставки перевыставил покупателю счет-фактуру на транспортные услуги. По мнению судей, в этом случае продавец не должен платить с компенсации НДС в бюджет, а покупатель вправе принять «входной» налог к вычету.
Отстоять такой подход в суде помогут аргументы из двух судебных решений. Они относятся к периоду, когда действовали старые правила оформления счетов-фактур (постановление Правительства РФ от 29.07.96 № 914). Но судьи, приводя доводы в защиту компании, ссылались исключительно на нормы НК РФ. А они в обсуждаемой части с тех пор не изменились.
Начнем с продавца. Закон не обязывает поставщика включать расходы на доставку продукции в ее цену. Он имеет право договориться с покупателем о том, что тот будет оплачивать эти расходы отдельно, на основании перевыставляемых продавцом счетов. При таких условиях поставки продавец не оказывает транспортные услуги и не получает экономическую выгоду. А их оплата является для продавца не выручкой от реализации, а компенсацией затрат, произведенных в интересах покупателя. Следовательно, не возникает и объекта обложения НДС (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 № А05-1030/2007).
Что касается покупателя, он, по мнению судей, имеет право на вычет. НК РФ не содержит запрета на перевыставление поставщиком товаров счета-фактуры на транспортные услуги перевозчика, стоимость которых возмещает поставщику покупатель. Налогоплательщик, который приобрел услуги для осуществления операций, облагаемых НДС, вправе принять предъявленный ему налог к вычету (ст. 171 НК РФ). Главное, чтобы были счет-фактура и первичные документы на эти услуги, а сами услуги были приняты к учету (ст. 172 НК РФ). Само по себе перевыставление счетов-фактур покупателю, являющемуся плательщиком НДС, при наличии факта потребления услуг не является основанием для отказа в вычете (постановления ФАС Уральского округа от 25.05.2009 № Ф09-3324/09-С3, Центрального округа от 01.07.2009 № А54-3828/2008С8).
Источник – Газета «Экономика и жизнь»