Средства, заработанные аморальным, незаконным способом считаются «грязными». В США г. Беркли (Калифорнийский университет) были проведены исследования, которые выявили одну интересную вещь. Оказалось, что если люди знают, что их деньги заработаны не честно (грязные), они на подсознательном уровне считают их менее ценными (занижают ценность).
Принятое в обществе мнение что «деньги не имеют запаха», было опровергнуто социологами, они доказали что для человека имеет значение, что является источником дохода. Подпорченные морально купюры, менее ценятся их обладателем, нежели честно заработанные деньги. И неважно, каков порядок инкассации, сдавались ли деньги в банк или хранились в компании, психология все равно взяла верх.
Эксперимент первый
Первый эксперимент задействовал 50 испытуемых студентов. Им предложили поучаствовать в лотерейном розыгрыше, где выигрыш равен 50 долларов. Далее студентов разделили пополам: группу, которая будет иметь дело с грязными деньгами, и группу, у которой деньги будут нейтральны.
«Нейтральной» группе заявили, что призы в лотереи будут от гиганта розничной торговли (Target). «Грязной» группе заявили, что призы будут от компании Walmart, которой не раз предъявлялись судебные иски, связанные с нарушениями закона, и что в призовой фонд вошли конфискованные у нее нечестные деньги.
Каждому участнику было выдано семьдесят лотерейных билетов. Им предложили воспользоваться тем количеством, которое они посчитают нужным. Им лишь нужно было занести свои данные в каждый выданный им лотерейный билет. В результате оказалось, что группа, которой предложили лотерейные билеты не чистой на руку компании, воспользовалась меньшим количеством билетов, нежели группа, у которой лотерейные билеты были от нейтральной фирмы.
Когда всем участникам эксперимента предложили оценить то, что можно купить на выигрыш (50 долларов), оказалось, что «подпорченная» группа оценила деньги дешевле, назвав меньшее число товара, который можно на них купить.
Второй эксперимент
В этом эксперименте принимало участие 140 человек разного пола (18 – 68 лет). Каждому испытуемому дали возможность заработать некую сумму денег за простенькое задание, и при этом донесли до каждого из них, что деньги им оплачивает все та же компания с грязной репутацией (Walmart). Участников эксперимента не смутило, что деньги дает с подпорченной репутацией фирма, т.к. они искренне считали, что заработали деньги честно. Что доказывало, что человек всегда ценит больше честно заработанные деньги.
Результаты подобных исследований объясняют психологическую подоплеку того, что компании, получающие прибыль незаконным, неэтичным путем всегда пытаются это скрыть, дабы не лишиться своих клиентов.